«Она была, как сверкающий бриллиант»: одиночество и ранний уход Анны Самохиной
«Пьяные драки нас не пугали»
Маленькая Аня Подгорная долго была уверена, что так живут все, и что это нормально: родители работали на заводе в промышленном районе Кемеровской области, отец сильно пил, дочки его боялись, спать приходилось на матрасе в углу общежитской кухни... Позднее, уже став знаменитой актрисой, она делилась с корреспондентом издания Bulvar.com: «Людей угнетала бедность, бытовая неустроенность, беспросветность жизни. Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла — все это было привычным для нас, не пугало и не удивляло. Люди спивались, а то и вешались, как, например, наша соседка тётя Валя».
Первая любовь и первое замужество
Взрослея, Аня всё отчётливее понимала: нужно спасаться, нужно бежать из этого места, чтобы не повторить судьбу матери и других женщин. Окончательным толчком послужила несчастная первая любовь. 14-летняя Аня влюбилась в юношу по имени Герман. Но его родители запретили им встречаться: им категорически не нравилась девчонка из «неблагополучной» семьи. Германа отправили учиться в Москву. А Аня назло ему, желая прославиться на всю страну, «пошла в артистки»: поступила в театральное училище. И скоро вышла замуж — за Александра Самохина.
Не считала себя красавицей
После окончания училища молодую актрису распределили в Ростов-на-Дону, и там в ТЮЗе Анна играла... Кикимору. Она и не думала о том, что красива. Мальчики? Не было никакого особого внимания от мальчиков. Комплименты? Наоборот — мама не уставала повторять: «Ты, Аня, у меня косая, как заяц». И она привыкла думать, что у неё самая обыкновенная внешность. Родила дочь, и как-то сразу погрузилась в быт: маленький ребёнок, пелёнки, кастрюли, тесная комната в общежитии... Её почти накрыла депрессия: всё было очень похоже на жизнь родителей. Деятельная натура Анны требовала перемен. И они не замедлили явиться — в лице ассистента режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Ему нужно было найти актрису на роль Мерседес — роковой красавицы, возлюбленной графа Монте-Кристо.
Роковая женщина российского кино
«Я на самом деле не страшная, я могу быть красивой, вот фотографии!» — кинулась к нему Анна, поняв, что своим внешним видом, в домашнем халате, растрёпанная и невыспавшаяся, разочаровала ассистента, и он готов уйти. Он не ушёл. Долго разглядывал «парадные» фото Самохиной. И пригласил на пробы. У Анны началась новая жизнь — совсем другая!
После «Узника замка Иф» на неё обратили внимание. Российский кинематограф получил свою «роковую женщину» — в ней рассмотрели не просто красоту, а особый талант, необычность, «колдовскую» изюминку. За «Узником» последовали «Воры в законе» — её колоритная Рита, подружка главного «мафиозо» в исполнении Валентина Гафта, была настолько соблазнительной, что вскружила головы всем зрителям. Лёгкая «косинка» придавала ей неповторимый шарм и нисколько не мешала красоте.
«Смотрю на себя и думаю — чудовище!»
Возможно, после «Воров в законе» о ней и стали думать, как о Рите: взбалмошной, отчаянной, рискованной роковой женщине. Хотя, как признавалась актриса изданию Peoples.ru: «С героиней фильма у меня нет ничего общего — ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю — боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, не экзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний...» И сниматься в откровенных сценах Анне было нелегко: это шло вразрез с её убеждениями. Она согласилась на эротические съёмки лишь однажды — в фильме «Царская охота», потом всегда настаивала на дублёрше.
Рестораны и романы
Брак с Александром Самохиным продержался довольно долго. Супруги вместе переехали в Санкт-Петербург. Анна продолжала много сниматься. И скоро стала основным «добытчиком» в семье. Это её угнетало, казалось неправильным: в ней с детства сидел страх перед бедностью, она считала, что главную «добычу» должен приносить муж. И однажды они расстались — устали от постоянных ссор. Вторым мужем Самохиной стал бизнесмен Дмитрий Коноров. Они вместе открыли ресторан «Граф Суворов», потом ещё один — «Поручик Ржевский».
Анна продолжала много сниматься — и при этом вкладывала душу в рестораны. Продумывала меню, включила в него блюда из оленины и медвежатины, чтобы отличаться от других. Но потом рестораны пришлось продать. С Дмитрием она развелась — узнала о его романах с другими женщинами. Надо сказать, и о романах самой Анны много говорили: ей приписывали нежные отношения с Дмитрием Нагиевым, с Арнисом Лицитисом... Рассказывали и об экстрасенсорных способностях актрисы: якобы она могла предсказывать знакомым будущее, «видела» их болезни... Только вот собственное будущее не могла увидеть. К сожалению...
Страшный финал
Некоторое время Анна Самохина жила в гражданском союзе с офицером-таможенником Евгением Фёдоровым. Но и эти отношения не продлились долго. В интервью актриса признавалась: ей очень хорошо вдвоём с дочерью, никто не нужен, она в состоянии сама себя обеспечить. Анна всегда любила путешествовать — как только появлялись деньги, тут же покупала билеты на самолёт. Особенно ей нравилось бывать в Индии. Вот и в конце 2009 года она собиралась посетить Гоа — вместе с сестрой. Пришла в турагентство — и не смогла ничего заказать: помешала внезапная острая боль в животе. Её отвезли в больницу. И там Анна услышала свой диагноз: рак желудка. Последняя стадия... Курс химиотерапии ничего не дал. 8 февраля 2010 года Анны Самохиной не стало.
«Слишком прекрасна для нашего мира»
Смерть одной из самых талантливых и красивых российских актрис стала потрясением для зрителей, режиссёров, для всех, кто знал и любил прекрасную Мерседес из «Узника замка Иф». Издание «Вести.ру» приводило слова Георгия Юнгвальд-Хилькевича: «Она была, как сверкающий бриллиант, но при этом обладала очень сильным, совсем не женским характером. Так страшно, что рак забирает у нас таких талантливых, таких молодых: Абдулова, Янковского, Самохину. Видимо, профессия актера все же опасна, поскольку грешна. Они лицедействуют, создают образы, придумывают души, которые любят зрители. А может быть, просто эти люди были слишком прекрасны для нашего мира».