Он же Гоша, он же Гога... Каков настоящий Алексей Баталов?
Алексей родился во Владимире в знаменитой семье актеров МХАТа. То, что городом его рождения стал Владимир, было случайностью. Жили они с родителями, конечно, в Москве. Когда мальчишке было пять, папа и мама развелись.
Вскоре мама вышла замуж за известного писателя, драматурга и сценариста Виктора Ардова. Отчима Баталов вспоминает с теплотой. Говорит, что Виктор Ефимович был благороднейшим человеком и благодаря ему в их семью стали входить знаменитые писатели и поэты того времени.
К примеру, мама Алексея Владимировича близко дружила с Анной Ахматовой, которая уже в старости жила в маленькой комнатке в их доме и была очень дружна с молодым Алексеем.Когда тот вернулся из армии, Анна Андреевна подарила парню деньги на новый костюм. А он на них купил подержанный москвич. «Я считаю, это замечательно!» — похвалила его поэтесса.
Там мало кто из детей сидел за учебниками, все занимались чем-то другим. Баталов, например, вместе с мамой организовал первый в эвакуационной Бугульме драматический театр.
Впоследствии его отстроят и назовут именем актера, хотя, по признанию Баталова, он тогда был мальчишкой и сыграл там разве что хрестоматийного лакея, текст которого ограничивался словами: «Кушать подано».
Театром Баталов, выросший буквально за кулисами, заболел еще в раннем детстве. Конечно, мальчик мечтал продолжить династию, — как и родители, стать актером. Но до последнего сомневался: есть ли у него талант? Потому, что, считал актер, выходить на сцену без особого таланта — нонсенс.
Повороты судьбы
Зоя (1944)
В послевоенную Москву Баталов вернулся с мыслью поступать в школу-студию МХАТ, куда быстро и без особых усилий поступил. В это же время, хотя парню было всего 16, Алексей Владимирович решил жениться — на дочери близкого друга семьи художника Константина Ротова, Ирине.
С ней он был знаком с пеленок, и к 16 годам, а в этом возрасте послевоенные дети уже чувствовали себя взрослыми и состоявшимися, решил сделать ей предложение.
Ютились, где придется: в той самой маленькой комнатушке, которую позже заняла Ахматова, у родителей Баталова; в такой же маленькой — в доме Ротовых... Через некоторое время у влюбленных родилась маленькая Надюша, а молодой папа стал много работать и совсем мало уделять внимания семье.
Сегодня Алексей Владимирович сетует, что впервые вступил в брак совсем юным и не смог сохранить ни теплые отношения с первой женой, ни дружеские — с дочерью. Впоследствии она выучилась и стала переводчиком, но отца как следует никогда не знала.
Актер
Девять дней одного года (1961)
Кинодебют Алексея Баталова состоялся еще в школьные годы и вовсе не по протекции родителей. Весь их класс тогда попал на съемочную площадку кинофильма о Зое Космодемьянской «Зоя». Баталову даже досталась какая-то реплика.
Еще один звездный кинофильм — «Летят журавли» удостаивался самых престижных кинопремий. Тонко и проникновенно Баталов сыграл в паре с Татьяной Самойловой в этой знаменитой драме. Образ Бориса Бороздина запал в сердце миллионов зрителей.
Талантлив во всем
Бег (1970)
Профессиональных побед у Баталова много, они не ограничиваются кинофильмами. Например, значительную роль в его жизни играл «Союзмультфильм» — голос Алексея Владимировича мы слышим в «Лягушке-путешественнице», «Ключах от времени». И, конечно, культовый норштейновский «Ежик в тумане» озвучен Баталовым.
Благодаря характерному приятному баритону Алексея Владимировича часто звали поработать и над радиоспектаклями, что он с удовольствием делал, подарив советскому зрителю целую плеяду замечательных радопостановок.
Во-первых, режиссер бережно отнесся к первоисточнику и положил знаменитое произведение на экран очень точно. Во-вторых, сам снялся в роли Тибула, выполнив самостоятельно немало сложных трюков.
«Москва слезам не верит»
Москва слезам не верит (1979)
А в середине семидесятых он снова сделал попытку к бегству — на этот раз стал преподавать актерское мастерство во ВГИКе. Баталов уже не планировал сниматься, но в 1979 году его приятель и отличный режиссер Владимир Меньшов задумал свою «рядовую мелодраму».
Позже актер признается: если бы не сыграл в кинофильме, ставшем оскароносным, уже, наверное, и не имел права носить звание артиста. После «Москва слезам не верит» Баталов не снимался. Ушел на пике, так точно и ярко сыграв одну из своих самых запоминающихся ролей.
Через год он уже был профессором ВГИКа и возглавлял там одну из кафедр.
Любовь
Дама с собачкой (1960)
Еще одна строка в жизни знаменитого артиста — его романтическая история с цыганкой Гитаной Леонтенко. Ее он впервые увидел на арене цирка, где девушка выступала со своим легендарным номером на лошади. Влюбился без памяти с первого взгляда и утверждает, что никогда не забудет этого момента.
О загадочной гротескной наезднице ходили самые разные слухи. Якобы мама Гитаны — настоящая таборная цыганка, а сама девушка стала работать в цирке благодаря роману с самим Никулиным. Но артистка только смеется: вообще не известно была ли обычная советская мама Гитаны цыганкой. А в цирк она попала только благодаря железной воле и многолетним тренировкам.
Узнав о болезни Машеньки, Баталов ушел в работу, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Выйти на арену пришлось и Гитане, которая к тому времени уже была на пенсии. Общими усилиями любящие родители смогли поправить здоровье дочери. Впоследствии она получила хорошее образование — окончила сценарный факультет ВГИКа, стала писателем и сценаристом.
Единственное, что омрачало жизнь знаменитого классика — его скудное финансовое положение, в которое он попал, выйдя на пенсию. Всем известно: великий гений кинематографа работал на совесть и за искусство, но так и не сумел скопить капитал.
Впрочем, он никогда не жаловался на такое положение дел. Единственное, о чем жалел Алексей Владимирович, — что не сохранил хороших отношений со старшей дочерью, которая теперь уже воспитала его внучку Катю.