Неверие в себя Люсьены Овчинниковой. Превратности судьбы Катюши из «Девчат»
Люсьена родилась в семье военного на Украине. Ее мама умерла, когда девочке было всего шесть. Папа женился во второй раз, и отношения с мачехой и ее родной дочерью у маленькой Люси складывались не очень хорошо.
Кроме того, семье постоянно приходилось переезжать: папу перекидывали то в один, то в другой город по всему СССР. Миниатюрную, вечно «новенькую» школьницу недолюбливали и обидно звали «коротышкой». Школу она не любила и учиться не старалась.
С раннего детства Люся лелеяла мечту стать актрисой, но постоянные насмешки сделали ее слишком застенчивой для такой смелой профессии. Девочка даже постеснялась пойти в драматический кружок при школе, потому что опасалась снова услышать злые слова о том, что таких «маленьких» и «невзрачных» актрис не бывает.
Но привитая нелюбящей семьей и постоянно меняющимся окружением скромность так и не смогла раздавить мечту. Окончив школу (теперь Овчинниковы жили в Ашхабаде, куда на этот раз перевели папу Люсьены), она тайком от родителей рванула поступать в Минский театральный, никого ни о чем не предупредив.
Минск
Утренние поезда (1963)
У нее не было денег, а хлеба в дорогу, чтобы Люсьена не голодала, ей дала подруга. Паспорт остался дома. Его папа потом передал сбежавшей дочке с поездом. В Минске Люся отправилась к своей тетке, которая там жила, а от нее — на вступительные. Но девочка опоздала.
Была середина лета, все студенты давно были зачислены, и вчерашнюю школьницу из Ашхабада никто даже не стал слушать. Но обратно к отцу Люся не поехала. Устроилась в парфюмерный магазин помощником продавца.
Через год она уже накопила немного денег и тщательно подготовилась к экзамену в театральный. Но теперь ей не хотелось оставаться в Минске — целью Овчинниковой была Москва.
В ГИТИСе, куда девушка приехала поступать, строгая комиссия долго рассматривала прибывшую барышню. Прослушав программу, ее подозвали к столу экзаменаторов. «Из какой вы семьи?», — тихо спросил председатель. «Военные мы», — почему-то шепотом ответила Люся.
Ее зачислили.
Все время обучения в театральном девушка показывала самые разные таланты, но запомнилась педагогам как яркая комедийная актриса. В этом амплуа ее и видели, пока для дипломного спектакля Люсьена не выпросила сложную драматическую роль.
В новом для себя образе она предстала просто блистательно, что повлекло за собой предложение — девушку пригласили в театр имени Маяковского.
Актриса
Хождение по мукам (1957−1959)
На сцене театра она не сразу стала получать главные роли, но они у актрисы были. О Люсьене говорили, что эта женщина совершенно не умеет «выбивать», выпрашивать себе роли. Более того, всю жизнь она прожила с мыслью, что не дотягивает до мастерства профессиональных актеров.
Однажды она даже чуть не отказалась от главной роли в фильме «Мама вышла замуж». Режиссер видел в качестве героини Нонну Мордюкову или Инну Макарову, но, когда на пробы пришла Овчинникова, вдруг понял, что сыграть должна именно она.
Актрисе сообщили, что она утверждена, но Люсьена вдруг наотрез отказалась играть, мотивировав это тем, что со знаменитостью — Олегом Ефремовым, играть не сможет — до мастерства мэтра просто не дотянет.
В результате Овчинникову уговаривали всей съемочной группой, а Ефремов проникся к скромной девушке и всячески ее поддерживал. Но и после выхода кинофильма она в свое мастерство не поверила.
Первые аплодисменты ей принесло другое кино — ее дебют. Для роли деревенской Нюрки Макаровой в «Отчем доме» ее попробовали лишь один раз и сразу утвердили. Актриса так органично влилась в образ, что режиссеру потом все задавали один и тот же вопрос: где он нашел эту деревенскую девчонку?
Мало кто знает, что Люсьена, всю жизнь прожившая в больших городах, впервые оказалась в деревне именно на натурных съемках этого кинофильма!
Разумеется, народная любовь обрушилась на актрису после роли светлой и мечтательной Кати в «Девчатах». Теперь к ней стали подходить, просить автографы, фотографироваться. Однажды актриса поехала на присягу к сыну своей подруги, а там выстроилась целая очередь из поклонников — всем хотелось пообщаться с актрисой.
Зачем все это?
Девчата (1961)
Однако своей звездности Люсьена Овчинникова вовсе не понимала. Подруги рассказывают, что актриса не любила за собой следить и могла запустить себя до такой степени, что им приходилось буквально силком затаскивать ее в парикмахерскую, чтобы привести в порядок волосы, и в примерочную, чтобы обновить гардероб.
Люсьена говорила: «Зачем все это? Плевать». А потом, когда появлялась необходимость выйти в свет, и она обнаруживала давно купленное с подругами нарядное платье, то принималась звонить им с благодарностями.
В начале 70-х актриса ушла из театра — вслед за мужем, который был вынужден покинуть подмостки. В театральном мире говорят, что талантливая женщина с удачной для актрисы внешностью сама, не веря в свои силы, хоронила свой талант и не держалась за профессию, не налаживала профессиональные связи...
В конце 80-х предложения сошли на нет. С редкими гастролями она ездила по всему СССР. За такие сборные концерты артистам платили продовольственными корзинами, но и ради куска хлеба и мешка картошки Люсьена была согласна работать — а что ей оставалось?
Сегодня многие актеры говорят, что у талантливой Овчинниковой было много шансов стать известной и популярной, но она ими не воспользовалась.
Любовь
Лёгкая жизнь (1964)
Очаровательную девушку с ямочками на щечках, конечно, любили мужчины. Официально она была замужем лишь один раз, но до этого дважды успела пожить гражданским браком: с режиссером Владимиром Храмовым и актером Александром Холодковым.
С первым они начали жить вместе, когда Люся еще училась в ГИТИСе. Девушку очень полюбила мама Владимира. Несколько раз свекровь просила ее: ничего не делай, только роди! Так ей хотелось иметь внуков.
Но Люсьена всегда оставалась равнодушна к детям — за редкими исключениями. Своих никогда не хотела, разве что привечала детей подруг.
Со вторым фактическим супругом она познакомилась уже в театре имени Маяковского. Эту любовь называют свободной — пара не желала жить по принятым тогда в советском обществе законам. Смотрелись они очень органично и были эксцентричной парой.
Однако спустя несколько лет совместной жизни случилась трагедия: супруг умер буквально на руках Овчинниковой.
Третий брак — с актером театра имени Маяковского Валентином Козловым был официальным. Пара жила душа в душу и даже из театра Люсьена ушла лишь потому, что оттуда выгнали супруга. Саму актрису никто не прогонял.
Смерть
Мама вышла замуж (1969)
Их счастье длилось 32 года, пока однажды ранним утром Люсьена не нашла любимого мертвым. После ухода супруга актриса страшно тосковала, не хотела жить и постоянно плакала. Подруги свидетельствуют, что и до рокового дня у нее были проблемы с сердцем, а тут и вовсе сильно прихватило.
Она отправилась в гости, чтобы не быть одной. Жаловалась Тамаре Тур, ближайшей подруге, что «сердце жмет». Та напоила ее лекарствами и вызвала скорую. И доктора даже успели приехать. Но пока Тома открывала дверь, провожала бригаду в комнату, Люсьена умерла на диване подруги. Никакие реанимационные действия не помогли.
Сегодня близкие актрисы говорят, что она не пережила смерти любимого, но официальная версия гласит: у актрисы были проблемы с сосудами, умерла она от тромбоза. На похоронах известной актрисы было всего несколько человек — сводная сестра Лера с мужем и Тамара Тур.
Читайте также: