Необразованные кумиры: 5 звезд советского кино, не имевших диплом по актерскому мастерству
Уже не первый месяц Никита Кологривый, сыгравший Кощея в сериале «Слово пацана», постоянно мелькает в ленте новостей. А виной всему его регулярные скандальные высказывания, в том числе, в адрес коллег. Например, не так давно он заявил, что «невозможно стать хорошим актёром без театрального образования», и у его теории даже появились последователи. Один из них — режиссер Сарик Андреасян, который открыто поддержал Кологривого. Он с возмущением рассказал, что его директ в запрещенной соцсети атакуют «халявщики» — люди без профессионального образования, но зато, по их словам, обладающие «хорошими внешними данными, харизмой и быстрой обучаемостью».
Интересно, согласились бы со Кологривым и Андреасяном легенды советского кинематографа, у которых не было того самого образования, но зато имелись большой талант и работоспособность? Вспомним звезд отечественного кино, которые стали всенародно известными без заветного диплома.
Фаина Раневская: «На сцене нужно жить»
На счету знаменитой актрисы 25 ярких ролей, три Сталинские премии, звание народной артистки СССР и Кавалера Ордена Ленина. А ее яркий талант до сих пор восхищает миллионы людей.
Тем не менее, театрального образования у Фаины Георгиевны не было: ее отказывались принимать в школы драматического искусства, считая неспособной к актерскому мастерству — в юности она была стеснительной и немного заикалась. А доучиться в таганрогской частной студии Раневская так и не смогла.
Тем не менее она начала полноценно играть в театрах, получив первый контракт в 19 лет. Первая кинороль ей досталась лишь в тридцать восемь — она сыграла одну из второстепенный ролей в фильме «Пышка». Но всего через три года на Раневскую обрушилась всесоюзная слава, когда на экраны вышла картина «Подкидыш» с ее участием.
Юрий Никулин: «Чтобы стать актером, надо многому научиться»
Он дебютировал в кино в 36 лет в в эпизодической роли в ленте «Девушка с гитарой». За свою жизнь Никулин снялся в более чем 50 фильмах, проявив себя как и профессиональный и разнохарактерный актер. А его сотрудничество с режиссёром Леонидом Гайдаем положило начало ролям, которые принесли Юрию Никулину всенародную любовь.
Однако ему не удалось получить соответствующего образования. В молодости он пытался поступить сперва во ВГИК, а затем в ГИТИС, но члены приемных комиссий не увидели в нем никаких актерских задатков. В итоге Никулин закончил лишь школу-студию разговорного жанра при Московском цирке на Цветном бульваре.
Иннокентий Смоктуновский: «В любой роли ты обязан быть гением»
Легендарный драматический актёр и народный артист СССР не смог получить профессионального образования. А виной этому была одна из деталей биографии Иннокентия Михайловича: в 1943 году он попал в немецкий плен. Через месяц ему удалось бежать, но этот факт ему так и не простили, хотя Смоктуновский прошёл всю войну и имел две медали «За Отвагу».
Правда, ему все же удалось поступить в студию при Красноярском драматическом театре, но учеба долго не продлилась — Смоктуновского отправили работать во 2-й Заполярный театр драмы в Норильске. Спустя несколько лет он переселился на юг: сперва в Грозный, затем в Махачкалу. А в 1953-54 годах он жил в Сталинграде и выступал на сцене Областного драматического театра имени Горького. Так что актерское мастерство Смоктуновский познавал на практике, играя на театральных сценах по всей стране.
Звездной ролью для него стала роль князя Мышкина в спектакле «Идиот», которые поставил на сцене ленинградского БДТ режиссер Георгий Товстоногов. Именно после этого Смоктуновскому открылась дорога в главные театры СССР, а затем и в кинематограф.
Наталья Крачковская: «Могу сказать без ложной скромности: я — народная артистка»
Она с детства хотела стать актрисой, хотя мама над её мечтой лишь посмеивалась, мол, таких крупных в актрисы не берут. Тем не менее после окончания школы Наталья подала документы во ВГИК, параллельно готовясь поступать в историко-архивный институт, так как не особо надеялась на успех.
Однако её приняли: девушка сумела удивить приемную комиссию, зачитав не очередные классические стихи о любви, а монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка». Но еще на первом курсе Наталья попала в аварию и временно ослепла, из-за чего врачи запретили ей какие-либо нагрузки. Институт пришлось бросить, как и мечту сниматься в кино. Но желание быть актрисой пересилило — Наталья Леонидовна сначала снималась в массовке, а затем в эпизодических ролях.
В 1971-м ее заметил Леонид Гайдай и предложил ей роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», которую Крачковская исполнила просто блистательно. После одного творческого успеха последовал другой: всего два года спустя на экраны вышла картина «Иван Васильевич меняет профессию», после которой Наталью Крачковскую и настигла народная слава.
Татьяна Пельтцер: «Второстепенных ролей не существует. Есть только второстепенные актеры»
Она не имела специального образования, но актерскому ремеслу ее обучал отец — актер и режиссер, лауреат Сталинской премии Иоганн Пельтцер. Благодаря полученным навыкам девушка уже в двадцать лет поступила на работу в Передвижной театр Политуправления, затем была актрисой драмтеатра в Нахичеване, театра в Ейске, «3-го театра РСФСР. Комедия» в Москве. Правда, нигде долго не задерживалась Позднее ее приняли в театр имени Моссовета во вспомогательный состав. Но и там карьера быстро закончилась: Татьяну уволили за с формулировкой «за профнепригодность» (как не имеющую актерского образования).
Звездный час Пельтцер пробил лишь в 1947 году, когда она начала работать в Театре сатиры. На его сцене она блистала около тридцати лет. Тогда же ее наконец-то заметили и кинорежиссеры. Всего Татьяна Ивановна сыграла примерно в сотне фильмов.