Маврикиевна и Никитична: зачем эти мужчины переодевались в смешных старух
Как это начиналось
Впервые Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична появились в телевизионной передаче «Терем-теремок. Сказка для взрослых» в 1971 году, и их комический дуэт быстро стал популярным. В редакцию приходили сотни писем от телезрителей, требующих новых выступлений. Скоро уже никто не помнил никакого «Теремка» — передача закрылась, зато бабушки-подружки стали кочевать по другим передачам. Они появлялись в «Голубом огоньке», на юмористических программах, в сборных и праздничных концертах...
По 5 концертов в день
Их номера в самом деле были ужасно смешными. И неудивительно, ведь миниатюры для «старушек» писали лучшие писатели-юмористы Советского Союза: Аркадий Арканов, Григорий Горин, Аркадий Хайт, Александр Ширвиндт... Артисты ездили на гастроли, ухитряясь давать в день по 5-6 концертов! Сейчас в это сложно поверить, но они собирали стадионы. Маврикиевна и Никитична стали частыми гостями и закрытых «тусовок» — для политической «элиты».
Из молодых — да ранний!
Под старушечьими платочками и мешковатыми платьями скрывались, разумеется, не старушки. Эти образы придумали для себя артисты эстрады Вадим Тонков и Борис Владимиров. Рассказывают, что Владимиров впервые нарядился в бабушку и начал смешить друзей еще в 11-летнем возрасте. Мальчишки были в восторге — так им понравилось выступление Бориса, надевшего очки в толстой оправе и бабушкин платок. Именно тогда будущая «Никитична» и придумала себе необычную манеру смеяться. Артистичный паренек с удовольствием занимался в Доме художественного воспитания, организованном при Театре им. Вахтангова. Там он познакомился с Вадимом Тонковым.
Такие разные...
Шло время, парни повзрослели, но бросать артистическую карьеру не собирались: поступили в ГИТИС. Когда же Борис Владимиров создал «с нуля» эстрадный театр, он сразу пригласил в труппу давнего приятеля и однокурсника — Вадима Тонкова. Театр назывался «Комсомольский патруль». Нет, они не были закадычными друзьями. Очень уж разные характеры: Владимиров — экспрессивный и эмоциональный, часто даже взрывной, Тонков — хладнокровный и уравновешенный.
Владимиров был известным гулякой, обожал шумные посиделки с выпивкой, легко начинал романы, официально у него было две жены, а уж неофициальных никто не считал. Зато Тонков, как женился еще в студенческие годы, так и прожил с женой всю жизнь. Видимо, сработал закон притяжения противоположностей. Двое приятелей сумели создать отличный дуэт, дополняя друг друга.
Маврикиевну подсмотрел у тётушки
Борис Владимиров стал ехидной Никитичной: шамкающей старухой, в любой момент готовой уязвить свою подругу, не жалеющей «соленых» шуточек. А Вадим Тонков перевоплотился в интеллигентную (даже чересчур!) Веронику Маврикиевну, с ее сюсюкающей манерой говорить. Свою Маврикиевну он когда-то подсмотрел: именно так выглядела и вела себя его тетушка. Она воспитывалась еще до революции, отличалась особенной аристократичностью, и ей было очень трудно договориться с домработницей Варей, простой грубоватой женщиной.
Интересно, что у них не было необходимости полностью наряжаться в женщин, надевать накладную грудь, — нет, Тонков и Владимиров выходили на сцену в обычных мужских костюмах с галстуками, надевали только платочки и старомодные очки в «старушечьей» оправе. Этого было достаточно: актеры мгновенно перевоплощались, и зрители им верили и хохотали до упада. Кстати, Георгий Милляр, знаменитая советская Баба Яга, тоже был очень органичен в женских образах.
Шутили смело и рискованно
В нашей стране все знают: если про кого-то рассказывают анекдоты — значит, он по-настоящему популярен. Героями анекдотов у нас становились Брежнев и Штирлиц, Чебурашка и Чапаев... И Маврикиевна с Никитичной. Это было высшее признание. Две ехидные старушки стали для зрителей почти родными: ведь они, как две капли воды, были похожи на бабушек у подъезда, что перемывают косточки всем в округе! Артисты настолько мастерски меняли свою внешность, что, снимая платочки и очки, становились «невидимками»: их никто не узнавал.
Рассказывали, что у Владимирова в паспорте на всякий случай хранилось его фото в образе: мало ли, вдруг пригодится. А если жизненные трудности возникали у Тонкова, он использовал рассыпчатый кокетливый смех своей героини, интеллигентной Вероники Маврикиевны. Это хватало, чтобы его узнали.
«Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» — «Химический состав воды: аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». — «Как была ты неуч, так и осталась. Вода — это ты правильно сказала — аж два о. А коньяк — аж восемь двенадцать!». Бабушки в платочках порой позволяли себе на сцене довольно смелые для того времени шутки. Были у них вполне острые сатирические диалоги на политические и социальные темы. И никто им этого не запрещал! А вот когда они выступили с миниатюрой про повышение цен на алкоголь — номер тут же вырезали и запретили.
Грустное расставание
И все же они выступали вместе достаточно долго — целых 11 лет продержался знаменитый дуэт Маврикиевны и Никитичны. Главной причиной расставания двух талантливых актеров, судя по всему, стало пристрастие «Авдотьи Никитичны» к алкоголю. Маврикиевна осталась без подружки. Она пыталась выступать с другими партнерами, но второй такой язвы, как Никитична, так и не нашла. Они пробовали воссоединиться — но это продлилось недолго, артисты вновь расстались, и уже навсегда.
Для Бориса Владимирова с дуэтом закончилась творческая биография, он перенес один за другим пять инфарктов, к этому добавилось онкологическое заболевание, и в 56 лет он умер. Друзья рассказывали, что в последний год жизни актер страдал от сильных болей. Никакие лекарства ему не помогали, и только алкоголем ему удавалось слегка заглушить мучения.
Вадим Тонков прожил на 13 лет дольше. Он успел еще издать книгу «Маврикиевна — моя маска», выступал на радио, исполнял на концертах песни собственного сочинения... Кстати, ему принадлежит музыкальная заставка к популярной передаче «Пока все дома». И все же ему этого было очень мало: Тонков был полон творческой энергии и сил, ему хотелось выступать и выступать, как в старые добрые времена, когда они с Владимировым давали по пять концертов в день. Но время забавных старушек-подружек ушло.
«Новые русские бабки» — совсем другая история...
Много лет спустя эту идею подхватили другие артисты — Сергей Чванов и Игорь Касилов. На свет появился эстрадный дуэт «Новые русские бабки». Те же платочки, те же очки, похожие голоса... Но шутки «Матрены» и «Цветочка» понравились далеко не всем: многие не приняли дуэта, назвав его выступления «пошлыми» и «низкопробными». Что ж, каждому времени — свой юмор. И все же Маврикиевну и Никитичну будут вспоминать еще долго — этих очаровательных старушек любила действительно вся страна.