Маришка Вереш: от цыганского ансамбля до звезды рок-н-ролла и обратно
Мария Элизабет
В СССР вокруг Маришки Вереш, солистки голландской группы Shocking Blue, ходило немало мифов. Одни уверяли, что за неё на самом деле поёт негритянка. Другие рассказывали, что нашли Вереш в борделе, где она была певицей и официанткой. Многие не знали, что она живёт в Голландии, и считали её американкой. На самом деле, конечно, Вереш и её жизнь были далеки от этих легенд.
Маришка родилась в Гааге в семье эмигрантов. Её отец Лайош Вереш был венгерским цыганом, скрипачом. Мать, уроженка Германии, на самом деле была смешанного русско-французского происхождения и почему покинула Германию, вероятно, очевидно. Была она потрясающе красива.
По метрике Маришку звали Марией Элизабет Эндер — она была записана на материнскую фамилию, как и сестра Илонка. Вместе с сестрой будущая звезда с детства выступала в кабаках, в том же цыганском ансамбле, в котором играл отец. Илонка играла на пианино, а Маришка, конечно, пела. Правда, она была не уверена, что хочет стать именно певицей. Может быть, лучше дизайнером — оформлять квартиры, дома? Маришка любила рассматривать глянцевые журналы с интерьерами в квартирах звёзд. А пока мучила папин магнитофон, напевая на кассету за кассетой популярные песни с радио.
Судьба определилась в её шестнадцать лет. Маришка победила на конкурсе музыкальных талантов в городе Лоусдрехт. Её заметили и стали приглашать на отборы для разных групп. Музыканты и продюсеры искали солисток нового типа, с мощными низкими голосами, как у афроамериканских певиц. Маришка со своим цыганским контральто нравилась многим, хотя не с каждой группой соглашалась сотрудничать. Она была наслышана о нравах в рок-н-ролльной тусовке и сразу ставила условия: никаких домогательств, «романов», секса по дружбе и прочего.
Она успела сменить две группы и попробовать построить сольную карьеру, когда её нашли ребята из Shocking Blue и сама судьба. Это произошло в 1968 году.
Бьющий синий
Таким цветом можно было назвать цвет глаз Маришки. От природы девушка была смуглой, темноволосой, и тёмно-синие глаза у неё на лице словно светились. Группу, казалось, и называли в честь этих глаз. На самом деле, конечно, название и цвет Маришкиных глаз просто совпали.
Создали группу четыре голландских парня. Первый же альбом получил ротацию в чартах страны, но одного из парней вскоре призвали в армию. Остальные задумались, кем его заменить. Так для ансамбля и подыскали Вереш.
На вид Маришка была типичной солисткой рок-группы: модный загар, пышная грива чёрных волос, длинные ноги, подчёркнутые мини-юбками. Но по характеру и поведению она была явно из другого мира. Никаких сигарет. Никакого алкоголя. Никаких романов на рабочем месте. Её наркотиком был только чай — она могла его пить весь день. И ещё, может быть, кролики. Она обожала гладить кроликов.
Группа записывала хит за хитом. Venus, Love Buzz, Demon lover, Lonesome road и другие — каверы на эти песни делали в золотые время рока и делают до сих пор, так что многие среди молодёжи даже уверены, что песни эти принадлежат кому-то вроде Nirvana.
Но моментальная слава Venus (той самой «Шизгары») у слушателей обернулась проблемами с продюсером. Каверов от знаменитых групп ещё не было, сам продюсер оценить песни не мог, и просто требовал, чтобы группа все песни делала в стиле Venus. Музыканты отказывались застревать на одной мелодии в тысячах вариаций и, конечно, вскоре потеряли продюсерскую поддержку. Каждый новый продюсер предъявлял те же самые требования.
Группа продержалась до середины семидесятых и распалась. Постоянно плыть против течения коллективу оказалось не по силам. Основатель просто стал жить на отчисления с продаж старых синглов и альбомов. Маришка получала таких отчислений меньше. Она продолжала выступать — только теперь уже не на большой сцене — и записывала сольные синглы. Несколько попыток воссоздания группы провалились, и основатель винил именно Маришку. «Возможно, я была слишком гордой,» признавалась она много позже.
Кстати, пышные волосы были на самом деле париком. Маришка не унаследовала роскошной отцовской шевелюры, у неё были тонкие и нежные волосы матери, и она очень стеснялась их: такие немодные.
Жизнь соло
Гордость или, наоборот, робость, но Вереш не смогла найти себе пару в жизни. Да, она была ещё и очень стеснительной и ранимой. В слезах убегала звонить маме даже с репетиций или из студии записи. Мама, гораздо более решительная характером, прямо по телефону отчитывала менеджера.
Мужчины, появляясь в жизни Маришки, не задерживались там надолго, и никто не знает, почему. На волне моды на оккультизм Вереш вспомнила «цыганское ремесло»: увлеклась гаданиями, спиритизмом, толкованиями снов — и охладела очень быстро, случайно нагадав скорую смерть соседки. Через два дня у той случился инсульт. Маришке стало просто страшно.
В начале девяностых Вереш попыталась выпустить альбом с джазовыми версиями хитов от Shocking Blue, но он прошёл почти незамеченным, оценённый только узкой группой фанатов и джаза, и покойного проекта.
Уже в двадцать первом веке она сделала попытку вернуться к золотым годам детства и приняла участие в записи альбома цыганского музыканта Андрея Сербана — «Моё цыганское сердце». Этот альбом стал для неё последним. Вереш стали одолевать болезни. Она пыталась лечиться и только за месяц до смерти узнала, что находится на последней стадии рака. Маришка умерла в 2006 году, и одной из последних песен её жизни стал цыганский гимн — «Джелем джелем».