Макико Футаки: женщина, которую нельзя не любить, если ты любишь Тоторо и Поньо
Не секрет, что над мультфильмами всегда работает группа аниматоров, хотя на первом плане всегда есть лидер, которого знают по имени, будь то Дисней, Норштейн или Миядзаки. Но в его команде всегда есть люди, которых можно считать почти настолько же определяющими знаменитый стиль студии. Для Миядзаки это была Макико Футаки, участница практически всех проектов студии «Гибли».
Более того, в «Принцессе Мононоке», «Ведьминой службе доставки», «Ветер крепчает» она была ключевым, главным аниматором, и многие наши любимые сцена обязаны своим рождением именно Футаки. Значителен был её вклад и в «Ходячий замок», «Рыбка Поньо на утёсе», «Со склонов Кокурико», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо», «Шёпот сердца» — всех этих чудесных, добрых, популярных в России лент.
Центральный персонаж, как и во многих мультфильмах, над которыми работала Футаки — мечтательная и смелая девочка, которая решила забраться на гигантское дерево в центре мира. Макико написала эту книгу, работая над «Тоторо» — специально для мультфильма она ездила зарисовывать с натуры старые большие деревья, в которых, по поверьям японцев, живут духи места.
Макико родилась в 1958 году — время, которое уже перестало быть послевоенным, но ещё не развернулось в сторону «современности», какой мы её представляем для Японии. Она была совсем малышкой, а разворот уже произошёл: в 1959 году будущий император женился не на одной из многочисленных кузин, а на простой девушке, пусть и из богатой семьи, с которой познакомился на теннисном корте. В шестидесятые новая принцесса, Митико, серьёзно задавала тон, представляя новую модель семьи, новую японскую женщину, и мир был залит светом, и казалось, что будущее распахнуто для всех — из этого света шестидесятых и выросла Макико, сумев пронести его в себе и поделиться им в мультфильмах от «Гибли». Там такие люди собирались вместе.
Она была ключевым аниматором мультфильма — но это каким-то образом исчезло из титров. Позже такого не повторялось, и Футаки указывали во всех её работах. Начиная с «Небесного замка Лапута», где она опять была ключевым аниматором. Можно сказать, Футаки сходу ворвалась в историю мультипликации, умудрившись создать шедевры в удивительно молодом возрасте.
Но Макико была аниматором задолго до студии «Гибли». Ещё студенткой она рисовала короткометражки в «кинокаллиграфическом» стиле и выставляла их на фестивали. Кинокаллиграфия — это рисование кадров мультфильма непосредственно на плёнке картины, вместо того, чтобы снимать покадрово рисунки. Работа мелкая, кропотливая, требующая вернейшей руки и хорошего глазомера — иначе на экране мультперсонажи будут «прыгать» и дёргаться, вместо того, чтобы двигаться нормально.
Работа ключевого аниматора заключалась в том, чтобы прорисовывать мимику персонажей и сложные сцены — по серии рисунков-ключей потом прочие аниматоры отрисовывали сцены и персонажей от и до. То есть, это создание визуальной концепции действий и мимики героев, которые в целом уже созданы другим человеком. Если вы обожаете сцену встречи маленькой девочки с Тоторо — то она полностью была «поставлена» Макико. Однако у неё была особенность: она работала кропотливо и потому порой медленно. И лучше всего ей удавались растения.
Миядзаки, говоря об этой особенности Футаки, сожалел, что в итоге она занимает меньше места в японской анимации, чем того требует её талант: культура аниме требует быстрой отрисовки новых лент, и настоящие деньги крутятся там, где стремительно делают сериалы. А Футаки была мастерицей проработки растений, животных, сложной мимики — что в сериалах не было востребовано.
Вообще Миядзаки обычно против того, чтобы аниматоры отвлекались на сторонние проекты, но в случае с Футаки он, напротив, пытался поощрять её участие в работах вне «Гибли» — он считал, что она должна стать значимой и заметной фигурой, что её талант надо продвигать, а не ограничивать. Вероятно, именно при поддержке Миядзаки она создала свою книгу о дереве в центре мира (которая ещё станет любимой у русских детей, если найдётся хороший переводчик).=
О таланте Макико можно говорить и много, и долго, но невозможно сказать ни слова, кажется, о ней самой. Скрытная, как многие японки, стеснительная, скромная — она практически никогда не обсуждала на публику своей личной жизни, мало говорила о своих мыслях, чувствах, устремлениях. И теперь уже никогда не разговорит её. Великая аниматорша умерла в 2016 году, после тяжёлой болезни.