Любовь и предательства в судьбе Михаила Кононова
Михаил Кононов родился в столице, в бедной семье, где его мать занималась в основном домом, а отец зарабатывал копейки швейцаром в гостинице. Мальчик, невзирая на простой быт, царящий дома, рано начал тянуться к высокому искусству. Талант в нем рассмотрела учительница литературы, которая была убеждена: Мише надо пробоваться в Малый театр, где играют классику. Такой уж у него типаж. Мальчишка верил и в свое предназначение, и в то, что его место именно в этом театре. Хорошо учился, играл в школьной самодеятельности и грезил оказаться в театральном.
После школы Кононов без труда поступил в «Щепку». Впервые сыграл в кино, замеченный самим Пырьевым — в его киноленте «Наш общий друг» актёр предстал в образе Виктора Карягина. Уже тогда Михаила назвали неординарным. Успехи актер делал и в том самом Малом театре, о котором мечтал вместе с любимой учительницей. Заметного Кононова быстро признали и критики, и театралы. Последние все чаще приходили именно на молодого актера.
Кино
Наш общий друг (1961)
Но всесоюзное признание Кононову принес не театр, а комедийная лента Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», в которой он сыграл главную роль. По словам коллег, до конца жизни Михаил хотел оставаться добрым и справедливым Алешей из этой комедии, способным вникнуть в любое дело и перевернуть все с ног на голову ради мечты. Однако в сердцах зрителей он остался чудаковатым Нестором Петровичем из многосерийного кинофильма «Большая перемена».
Михаил не раз признавался, что персонажа недолюбливал, оттого еще сильнее злился, когда на улице узнавали в актере именно учителя. А прежде чем сыграть главную, но такую нелюбимую роль, он успел многое пережить, со многими переработать. Например, на заре карьеры Кононов был любимчиком многих режиссеров, в том числе культовых вроде Андрея Тарковского и Глеба Панфилова.
Мама
Начальник Чукотки (1966)
Кононову не было и тридцати, когда он впервые серьезно влюбился. Красивую блондинку, модель, спортсменку-лыжницу, сотрудницу радиостанции Михаил увидел на какой-то вечеринке. Некоторое время они встречались, а потом Кононов понял, что влюблен, и сделал девушке предложение. Привел знакомиться с родителями, а мама тут же дала понять, что выбор сына ей категорически не нравится. Однако Михаил все же пошел вопреки материнской воле и женился на любимой.
Молодая семья жила то с родителями Наташи, то у Кононовых. Три года мама «терпела» не понравившуюся невестку, а в день тридцатилетия Михаила не вышла из комнаты. Сын положил угощение на поднос и пошел мириться. Перед его взором предстала трагическая картина: мама лежала на полу в обнимку с банкой из-под отравы для насекомых. Приехавшей на вызов «скорой» оставалось только констатировать смерть. Говорят, Михаил Иванович так и не простил маме самоубийства, сочтя его предательством.
Характер
Здравствуй и прощай (1972)
Несмотря на то что «Нестора Петровича» любили за искренность и открытость, Кононов простым человеком не был. Он рано почувствовал свой талант и власть, которой обладало его безграничное обаяние. Почитатели говорили о нем: «уникальный актер небесного свойства», и Михаил не хотел расплескать свой дар. Настолько сильно, что даже не рискнул заводить детей. В одном из своих интервью его супруга Наталья Павловна упоминала, что Михаил отказывался от потомства потому, что понимал: при появлении ребенка он сразу отойдет на второй план. По крайней мере на некоторое время, пока малыш будет требовать предельного и постоянного внимания.
Так и дожили Кононовы вдвоем до 90-х. Именно в это время актера по-настоящему «списали». Обаятельный интеллигент не был нужен никому. Теперь в кино, как и в жизни, бал правили «хулиганы», «братки», «новые русские». Никакой талант не заменял популярной фактуры у словно сошедшей с ума аудитории.
Свежая кровь
Красные пчёлы (1972)
Чтобы выжить, актер решил создать свою театр-студию и стал набирать молодых и одаренных ребят. В числе прочих к нему пришла 18-летняя девушка, с первого взгляда напомнившая его супругу в юности. Впрочем, этому актер значения поначалу не придал. Собственной студии у него не получилось, зато с юной красавицей они сдружились. В одном из интервью он убеждал собеседника, что относился к ней по-отечески. Своего папу девушка не знала. Актер помогал новой знакомой постигать азы искусства, пытался продвинуть ее в кино. Но ничего не получалось.
Тогда Кононов оплатил девушке курс обучения менеджменту, где она, кроме прочего, подтянула и английский, а после устроилась на работу. Тем временем Наталья Павловна уже жила в купленном семей доме в Бутырках. Тогда Михаил Иванович решил уступить новой знакомой квартиру — пусть поживет, пока они в деревне. Это все казалось странным их друзьям, но почему-то не сразу стало заботить Наталью. Однажды кто-то из близких семьи Кононовых застукал Михаила целующимся с молодой женщиной. Его окликнули, но актер не смутился и даже представил новую пассию.
Об увлечении супруга стало известно Наталье. Она решила выждать время и спокойно проследить за романом. Кончился он плохо: девушка попыталась подделать документы на Мишину московскую квартиру. Но подлог вовремя заметила Наталья и спасла ситуацию. После страшного стресса обоим пришлось помотаться по больницам. Поговаривают, что именно этот случай сильно подкосил здоровье актера. Впрочем, после него Кононов все же успел воплотить своего последнего героя — дворника Спиридона Данилыча в «Круге первом». Эта роль выдернула его из черных деревенских будней в доме, в который они с Наташей переехали после жуткого случая с молодой подругой.
Дом
Капитан Немо (1975)
Обзавестись своим домиком Кононовы решили в середине 90-х, когда начали беднеть – съемок нет, ролей нет, денег нет. Может быть, свой участок сможет прокормить? Перемены дались им нелегко. Соседи Кононовых по новому жилью — в деревне Бутырки — свидетельствуют, что семье буквально пришлось выживать. Воспитанные в городских условиях, дети столицы просто не знали, что делать: в каком уходе нуждается дом? Как сажать овощи? Чем вообще нужно заниматься в деревне? Ответов они порой не находили. В результате дом хирел и осаживался, а его жители неизбежно и очень быстро старели.
Кононов, чем мог, старался помогать деревне своим именем. Местные до сих пор помнят, как Михаил Иванович выбивал для Бутырок газ — и выбил! Ни одна деревня, даже самая крупная, своей очереди так быстро не дождалась. Но в основном годы жизни в Бутырках связаны для Кононова с нищетой и забвением. Соседи вспоминают, что актера с супругой не раз видели на ближайшей трассе — он ходил туда торговать то капустой, то свеклой. Пенсии не хватало даже на пропитание. В середине двухтысячных Кононова разыскали помощники Глеба Панфилова. Отвезли в Бутырки томик «В круге первом» Солженицына, а вместе с ним — сценарий. Михаила звали на роль дворника.
Спиридон Данилыч
В круге первом (2006)
Панфилов потом засвидетельствует: пробоваться Кононов приехал счастливым, но очень постаревшим. «Это был настоящий старичок, — резюмирует партнер Михаила Ивановича по тем съемкам, Евгений Миронов, — Но глаза сверкали азартом, и играл он, полностью погружаясь в роль». Еще на гриме он становился настоящим Спиридоном Данилычем. Своего героя в нем узнал даже Солженицын, успевший до своей смерти отсмотреть фотографии утвержденных актеров.
После съемок Кононовы снова приняли решение о переезде — на этот раз обратно в Москву. Им сильно обрадовались близкие, признав, что деревня состарила и как будто сломала супругов. После возвращения вроде еще не старый 67-летний Кононов кочевал из одной больницы в другую. Несколько лет сказывалось так и не перенесенное до конца предательство молодой подруги, да к тому же у супругов по-прежнему не было денег.
Тромбофлебит, инфаркт, сразу после него — воспаление легких, спровоцировавшее сердечную недостаточность... у Михаила не было средств на дорогие лекарства и препараты. Кононов умер в реанимации, во время очередного сердечного приступа, почти забытый поклонниками, в нищете, переживший столько потрясений, сыгравший столько любимых ролей...
Читайте также: Трудная судьба и счастливая любовь лисы Алисы