Лучше поздно, чем никогда: как Фрейндлих, Папанов и другие советские актёры прославились в зрелом возрасте
Татьяна Пельтцер
Татьяна Ивановна много играла в театре, но кинозрители узнали её довольно поздно. Ей было почти 40, когда она сыграла свою первую крупную роль — в картине «Простые люди», но этот фильм оказался на полке. И только «Солдат Иван Бровкин» принёс Пельтцер настоящую известность. Тогда актриса уже прошла полувековой рубеж, она сыграла маму главного героя. И потом играла в основном мам, бабушек, тётушек. Её называли «всесоюзная бабушка».
Леонид Броневой
Он начал сниматься довольно поздно, и долгое время довольствовался «проходными» ролями. Зато в 44 года Леонида Броневого узнала вся страна: он сыграл Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Невозмутимое выражение лица, «арийская» сдержанность и узнаваемая манера поведения сделали экранного Мюллера не менее популярным, чем главный герой — Штирлиц. Леонид Броневой в одночасье стал одним из самых популярных советских актёров.
Евгений Леонов
Евгений Леонов долго считал себя исключительно театральным актёром. Снимали его и в кино, но роли доставались небольшие и быстро забывались. Только в 1964 году на экраны вышел знамениты «Полосатый рейс» с Леоновым в главной роли. Что вытворял этот отчаянный буфетчик на корабле, посреди моря, в окружении тигров! Леонов мгновенно стал звездой. Режиссёры наперебой приглашали его в свои фильмы. Среди самых известных ролей Леонова — Король в «Обыкновенном чуде», Сарафанов в «Старшем брате», Леднёв в «Большой перемене», Уэф в «Кин-дза-дза!».
Сергей Юрский
Он хотел стать юристом — и поступил на юрфак. Но увлёкся игрой в самодеятельных постановках. И ушёл после третьего курса — в Ленинградский театральный институт. Сергей Юрский много играл в Большом драматическом театре, но знали о нём лишь театралы. А в 1968-м, когда он разменял четвёртый десяток, на экраны вышел легендарный «Золотой телёнок» с Юрским в роли Остапа Бендера. На эту роль претендовали Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Владимир Басов. А режиссёр Михаил Швейцер выбрал Юрского — и не пожалел: он создал яркий образ, его Бендер — смешной и печальный, разочаровавшийся и мудрый, остроумный и обаятельный. Вторая волна популярности обрушилась на Юрского спустя 11 лет, когда он сыграл Груздева в фильме «Место встречи изменить нельзя» — актёру было уже 45.
Алиса Фрейндлих
На сцене Театра Ленсовета Алиса Фрейндлих играла с юности — и уже тогда была яркой и талантливой актрисой. А вот в кино ей доставались незначительные роли. И только в 1976-м, когда Алисе Бруновне было уже за сорок, вышел «Служебный роман» Эльдара Рязанова — и сделал её настоящей звездой. Фильм произвёл фурор, его смотрели по много раз, женщины писали Алисе Фрейндлих письма с благодарностями — её героиня вдохновила их посмотреть на себя со стороны, заняться своей внешностью, измениться в лучшую сторону.
Валентин Гафт
Будучи успешным театральным актёром, в кино Гафт, хоть и начал сниматься рано, долго оставался почти неизвестным. До 1979 года он успел сыграть три десятка киноролей, но славы они ему не принесли. Зато фильм Рязанова «Гараж», в котором Гафт снялся 44-летним, в мгновение ока прославил его на всю страну. Председатель гаражно-строительного кооператива, которого он сыграл, оказался невероятно фактурным и запоминающимся, его фразы быстро ушли «в народ». А потом появились и другие яркие роли — в фильмах «Чародеи», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные»...
Инна Ульянова
Кто же не знает Маргариту Павловну из «Покровских ворот»? Именно эта роль сделала 48-летнюю Инну Ульянову знаменитой, хотя до «Покровских ворот» у неё было немало фильмов. Только вот играть приходилось крошечные эпизоды. Маргариту Хоботову могли сыграть Наталья Гундарева или Татьяна Доронина, на тот момент уже известные актрисы. Но режиссёр Михаил Козаков решил набрать «не звёздных» актёров. И для Ульяновой эта роль стала выигрышным билетом.
Фаина Раневская
В 43 года она сыграла взбалмошную Лялю — даму с зонтиком в комедии «Подкидыш». «Муля, не нервируй меня!» — эта фраза запомнилась всем. Но ещё большую популярность принесла Фаине Раневской роль злой мачехи в фильме «Золушка». Сама же Раневская всегда считала себя, в первую очередь, театральной актрисой. Свои работы в театре она любила гораздо больше киноролей.
Янина Жеймо
С раннего детства Янина Жеймо выступала в цирке, танцевала в балете, потом снималась в кино. Хрупкая, маленькая, она чудом пережила Ленинградскую блокаду. А в 1947-м на экраны вышла трогательная добрая сказка «Золушка». 37-летняя Янина играла юную девочку, очарованную первой любовью. И зрители беспрекословно ей верили, не замечая на её лице следов возраста. Сияющие глаза, искренняя улыбка помогали поверить в это. Коллеги по-доброму подшучивали над актрисой: её рост был всего 148 сантиметров, и ей подставляли скамеечку, чтобы она могла достать до микрофона во время озвучивания. Называли «жеймовочкой». Золушка так и осталась самой известной работой актрисы.
Анатолий Папанов
Его снимали много, но, по воспоминаниям коллег, Папанов нередко терялся перед камерой, и это мешало разглядеть его талант. Долгожданный успех пришёл в 46 лет, когда Анатолий Папанов появился в комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» в образе контрабандиста Лёлика. Актёр стал знаменитостью и пополнил свою фильмографию ещё множеством удачных ролей.
Владимир Толоконников
К этому актёру слава постучалась, когда ему исполнилось 45 лет: его Шариков из «Собачьего сердца» получился невероятно органичным, смешным и в то же время зловещим персонажем. Конечно, Владимир Толоконников был очень рад такому успеху: после «Собачьего сердца» его стали много снимать. Но одновременно такая слава его тяготила: к нему до конца жизни «прилип» образ Шарикова.