Леди, создавшая викторианский фотопортрет — и сумевшая сделать на этом деньги
Тоска и отсутствие общения
Конечно, могло утешать, что её соседом был сам Альфред Теннисон, поэт, к которому постоянно приезжали другие поэты и писатели — но миссис Кэмерон не то чтобы была там желанной гостьей. Вот если бы она успела прославиться или была молода и свежа, как роза... Но нет, миссис Кэмерон давно пересекла рубеж сорокалетия и приближалась к половине века.
Всё изменил, как водится, случай. Желая как-то скрасить матери одинокую жизнь, одна из дочерей уговорила мужа потратиться на очень дорогой и суперсовременный (на середину девятнадцатого века) гаджет к маминому дню рождения. Миссис Кэмерон подарили фотоаппарат.
Ну а что, кругом — пасторальные пейзажи, снимай — не хочу! А уж то, как именно тогда в фотоаппарате меняли негативы и как их превращали в фотографии, было похоже на колдовские ритуалы и занимало много времени — времени, совершенно лишнего на острове Уайт. Так что подарок был идеальным. Естественно, обретя фотоаппарат, миссис Кэмерон немедленно записалась на обучение к профессиональному фотографу, и... сразу с ним не поладила.
Фотография должна стать искусством
Если в отношении чисто технических деталей Кэмерон с учителем была кротка и послушна (всё-таки в проявлении негативов не побунтуешь), то наставления по позам, композициям и так далее пропускала мимо ушей. Она изобретала вместо выверенных, пристойных, признанных уже образцом эстетики какие-то свои. В общем, не хотела слушать профессионалов. Ей не хотелось делать пристойные портреты. Ей хотелось изобрести живопись фотоаппаратом.
В итоге миссис Кэмерон что только ни вытворяла под неодобрительными взглядами профессионалов своего времени! Снимала нарочно мягким фокусом, чтобы создать «живописный» эффект. Ставила моделей в картинные позы. Композицию напрямую срисовывала у прерафаэлитов.
Наконец-то жизнь на ненавистном острове — благодаря чёрно-белым, казалось бы, фото — расцвела для миссис Кэмерон яркими красками, которых ей, родившейся в Индии, так давно и так остро не хватало. Под фотолабораторию пошёл старый курятник. Горничная стала постоянной моделью — Кэмерон хотелось создавать фотоиллюстрации к литературным произведениям и исторической хронике, так что модель ей требовалась постоянно, терпеливая, с правильными чертами лица, с умением встать выразительно. Горничная Мария Хиллер была идеальна в этом отношении.
Свои фотопортреты миссис Кэмерон дерзко предложила картинной галерее для выставки рядом с живописными полотнами. Тогда фотографию как искусство даже никто и не думал рассматривать — подумаешь, нажал кнопочку, а художники годами рисуют... Но на портреты миссис Кэмерон посмотрели — и взяли. И повесили именно рядом с живописью, настолько они смотрелись там на своём месте.
Позже ей стали подражать все фотографы, и то, что она применяла впервые, стали считать отличительной особенностью викторианской фотографии. Позже. А пока в её гений не верил никто, кроме неё самой. Даже Льюис Кэрролл удивлялся такой уверенности Джулии Кэмерон в своём таланте — а он что-то смыслил в фотографии.
Представить только: каждую свою фотографию дама регистрировала в бюро авторских прав, словно картину. А потом запрашивала за снимки баснословные, сопоставимые с запросами живописцев деньги. И... И получала их. То ли из-за самоуверенности, то ли простые покупатели «распробовали» стиль миссис Кэмерон быстрее коллег. Да, фотографии, которые участвовали в выставке, музей у неё именно купил.
Фотография как жизнь
Конечно же, миссис Кэмерон стала членом Английского фотографического клуба — одного из немногих клубов, что принимали женщин, в первую очередь в связи с тем, что из-за дороговизны такого хобби фотографов в стране вообще было маловато. Размахивая членством клуба и сотрудничеством музея, а также просто за счёт напора, дама с фотоаппаратом умудрялась заставлять позировать кого угодно, например — солидного министерского чиновника. С кочергой в руке. Муж миссис Кэмерон стал постоянным библейским старцем на её снимках.
Ей довелось снимать и повзрослевшую Алису, героиню снимок и сказок Льюиса Кэрролла — в костюме то ли Персефоны, то ли Деметры. Не смогли уйти от её объектива учёный Чарльз Дарвин, писатель Генри Тейлор, поэт Генри Лонгфеллоу и, конечно, сосед по острову Теннисон.
За одиннадцать лет миссис Кэмерон создала более девятисот портретов, а потом, увы... Нет, не умерла — переехала с мужем к сыновьям на Цейлон. Тогда остров был ещё большей глушью, чем Уайт, и реактивов было не достать. Одна из лучших фотопортретисток в истории была вынуждена бросить своё искусство навсегда. В шестьдесят три года миссис Кэмерон зачахла и умерла. Многие уверены, что от тоски.
Фото: theguardian.com