Кто сыграл огромного бородача в «Бриллиантовой руке»: история одной роли

Зрители наверняка помнят эпизод из «Бриллиантовой руки»: Горбунков спускается в подземный переход, а там его останавливает мрачного вида брутальный бородач с черепом-медальоном: «Папаша! Огоньку не найдётся?» Кто он, этот колоритный актёр, как ему удалось за 20 секунд экранного времени врезаться всем в память, и почему его больше нигде не было видно?
Кто сыграл огромного бородача в «Бриллиантовой руке»: история одной роли
Getty Images
Леонид Плешаков работал журналистом и не собирался становиться актёром. Но так сложилось, что его сняли в «Бриллиантовой руке» — невозможно было упустить такого колоритного здоровяка с окладистой бородой и волосатой грудью!
Содержание статьи

Как Никулина чуть не похоронили заживо

Эта история уже широко известна. Напомним. Во время съёмок «Бриллиантовой руки» в гостинице Адлера появился незапланированный «постоялец» — двойник Юрия Никулина в полный рост, выполненный из папье-маше. Он был нужен для съёмок сцены, во время которой Горбунков падает в 50-метровой высоты. Эту куклу спрятали в подвале гостиницы — там временно была оборудована костюмерная. Фальшивого «Никулина» положили и прикрыли простынёй. Никто не мог подумать, что в тот же день «мёртвого Никулина» обнаружит уборщица. Перепуганная женщина подняла шум, выбежала из гостиницы, стала всем подряд рассказывать о своей находке. Слухи о погибшем на съёмках Никулине быстро распространились по стране. Нужно было как-то прекратить эту лавину. Решили дать официальное опровержение в газете, сопроводив его рассказом о ходе съёмок. На площадку приехала группа журналистов. Среди них был Леонид Плешаков — он работал в «Огоньке». Внешность Плешакова никого не оставляла равнодушным: высокий, крупный, с роскошной окладистой бородой и густо заросшей волосами грудью...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как журналист попал на съёмочную площадку

Увидев этого здоровяка, Гайдай не мог пройти мимо: сразу предложил сняться в одном из эпизодов. По другой версии, Плешаков столкнулся в коридоре редакции с Игорем Кио и Юрием Никулиным. Игоря журналист хорошо знал — делал с ним интервью. Все трое решили посидеть в буфете, выпить кофе. И там Никулин попросил Леонида расстегнуть рубашку. Тот удивился, но послушался. А Никулин, увидев волосатую грудь, рассказал, что им с Гайдаем для новой комедии нужен именно такой типаж, и попросил Плешакова сыграть. Тот согласился, но при условии, что Никулин даст ему интервью.

Умел разговорить любого

Он вообще был «первопроходцем» среди советских журналистов: тогда такой жанр, как интервью, только начинал развиваться в стране. Плешаков говорил, что его работа похожа на ходьбу по минному полю: каждый вопрос мог стать удачным или неудачным, человек, которого он интервьюировал, мог отвечать открыто и искренне, а мог замкнуться или лукавить. Журналист признавался, что его нестандартная внешность — 190 см роста, вес 120 кг, широченные плечи, борода, — работала ему на руку: на него смотрели с интересом, и разговорить человека было легче.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Еда, она всё лечит!»

После съёмок у Гайдая фото Плешакова попало в картотеку актёров «Мосфильма» — его подписали «колоритный бородач». И его актёрская карьера продолжилась — режиссёры стали приглашать его сниматься. После «Бриллиантовой руки» он «засветился» в «Дворянском гнезде» у Кончаловского. Потом сыграл в фильме «Почти смешная история» — попутчика главного героя, который едет в поезде и угощает соседа по купе домашними разносолами. Да так вкусно! «Помидорчиков, огурчиков малосольных, кабачков маринованных? — Нет, спасибо, настроения нет. — Еда, она всё лечит! И настроение, и болезни! А грудинки копчёной? Ну тогда курочку!» Он соглашался сниматься не столько ради славы, сколько ради новых знакомств, позволяющих ему взять новые интервью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ходячая энциклопедия

Типаж Плешакова оказался подходящим для самых разных ролей. В «Сибириаде» он сыграл купца, в «Михайло Ломоносове» — отца Семёна. Потом были роли в фильмах «Васса», «Счастливая, Женька!», «Берег». Но всё же он и не думал переквалифицироваться в актёра — его главным делом всегда оставалась журналистика. Леонид сотрудничал не только с «Огоньком», но и с молодёжным журналом «Смена». По словам его коллег, он отлично владел словом, и ему не составляло труда «разговорить» и директора магазина, и артиста, и министра, и вообще любого человека. У него учились мастерству, ему пытались подражать, многие издания считали честью для себя напечатать его интервью. В редакции «Огонька» у него было прозвище «ходячая энциклопедия»: о чём бы он ни писал, на любой вопрос журналист всегда имел собственное мнение и обязательно делился им с читателями.

Леонида Плешакова не стало в 2004 году. Ему было 72 года. После него остались сотни интересных журналистских материалов и несколько небольших, но ярких ролей в фильмах. Самые запоминающийся персонаж Плешакова — это, без сомнения, тот самый здоровяк в подземном переходе, с черепом на волосатой груди.