Как танцовщицу из Петербурга две церкви запрещали: Ида Рубинштейн, царица наготы

В эпоху ар-нуво Рубинштейн была звездой всеевропейского масштаба. Она, собственно говоря, во многом и была этой эпохой. У неё были деньги и умение трудиться, несмотря ни на что. Так что критика и мораль не могли её остановить.
Как танцовщицу из Петербурга две церкви запрещали: Ида Рубинштейн, царица наготы
Legion-Media
Ида Рубинштейн приводила в восторг и ужасала своих современников одновременно. Сейчас бы говорили, что она обладала модельной фигурой. Тогда – что мода на Иду убивает представление о женской красоте. Сейчас бы говорили о том, как она использует наготу, чтобы перевернуть сознание зрителя. Тогда – что она низвела балет до уровня диких римских оргий. Время показало, кто был прав. Ида осталась в вечности – и именно своим искусством.
Содержание статьи

Девочка к танцам неспособна

В 1883 году в еврейской семье Рубинштейнов, в украинском городе Харькове родилась девочка. Её появление на свет было счастьем: семья ни в чём не испытывала недостатка, бюджет не пришлось перекраивать. Ещё бы! Рубинштейны владели заводами по производству сахара и пива, четырьмя банками. Их денег хватало не только на красивую жизнь – они старались сделать эту жизнь культурной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В доме Рубинштейнов постоянно устраивались приёмы, на которые приглашали (да с разбором!) писателей, художников, инженеров, артистов. Там же, на приёмах, приглашённые могли познакомиться с потенциальными инвесторами и меценатами из числа знакомых Рубинштейнов по бизнесу. Велись разговоры об искусстве, о техническом прогрессе, о гуманизме, который так нужен обществу... Ида росла в этой атмосфере.

Увы, нельзя сказать, что она не знала печалей. Когда Ида была малышкой, умерла её мать. Когда было девять лет – умер отец.

Ида Рубинштейн оказалась наследницей огромного состояния. Но ребёнка в горе не утешить цифрами на банковском счёте... Девочку забрала к себе в Санкт-Петербург тётя, мадам Горвиц. Сиротку тётя баловала, как могла. Ида не просто всегда была нарядно одета, не только играла с лучшими игрушками и училась у лучших учителей. Исполнялась чуть не каждая её прихоть!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как Ида Рубинштейн ввела в моду разврат на сцене и модельную фигуру: фото, личная жизнь, биография
Legion-Media

Ида не на шутку увлеклась Древней Греции – и вот тётя уже нанимает учителя греческого языка. Это в придачу к немецкому, французскому, английскому и итальянскому. Ида вообразила, что может и хочет непременно танцевать – и вот уже нанят учитель хореографии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, хотя учитель честно предупредил, что у девочки ноль способностей, раз девочка хочет – уроки будут. От Иды мнение о её способностях не скрывали. Она же пыталась взять танец измором, бесконечным трудом. Она была сильная, упрямая, целеустремлённая – и день за днём подходила к станку, отрабатывая движения ног, рук, пируэты...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно это увлечение Ида так и не переросла. Более того, она заявила, что совершенно определённо будет выступать на сцене. К хореографии добавились уроки декламации и драматического искусства. Учителей приглашали непосредственно из числа артистов императорских театров. А когда Ида стала девушкой, потребовала оплатить ей Париж. В учебных целях.

Тётя, да и прочая родня, встали на дыбы. Театр, балет, греческий – всё им казалось детскими увлечениями.

Но делать театр своей карьерой всерьёз? Когда актрисы постоянно оказываются в положении содержанок и куртизанок – а значит, сама профессия как пятно на репутации? Одно дело – спонсировать балерин и наслаждаться искусством, другое – выплясывать перед публикой! Тётя сказала твёрдое, решительно «Нет». Она не даст тратить деньги Иды на такое безумие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ида подумала и сделала ход конём. Она перешла к прямому управлению наследством, отделавшись от опеки тёти самым старым способом – вышла замуж. Поскольку замуж ей не хотелось, то она просто попросила помочь двоюродного брата, сына той самой тёти, с которым она выросла бок о бок. Сыграла с ним (снова к ужасу большей части родни) свадьбу.

Ида Рубинштейн
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поехала на медовый месяц в Париж (а куда ещё?) И там благополучно развелась, щедро заплатив брату за соучастие в афере. Она была в Париже, она распоряжалась деньгами сама, она нырнула с головой в театральную жизнь. Она выиграла. Как будет выигрывать всю жизнь.

Танец, уничтоживший целый театр

Из Парижа Ида вернулась с идеями гигантского масштаба. Гигантский же масштаб её наследства позволял ей воплотить идеи лучшим образом. Она познакомилась со Львом Бакстом – и убедила соучаствовать в постановке «Антигоны», древнегреческой (конечно же!) трагедии. «Антигона» провалилась с треском. Иду ничего не смутило. Она положила «Антигону» в своё условное портфолио и пошла обходить театры, предлагая себя для сотрудничества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впечатление на режиссёров она производила колоссальное. По меркам времени некрасивая – худая, угловатая, со странно-продолговатыми глазами и ртом – она настолько била харизмой на подходах, что в этой некрасивости очевидцы видели красоту, и яркую. Просто очень неместную. Может быть – откуда-то из древних царств...

Многие режиссёры Иду были готовы принять. Но не на главные роли.

И декламировала она слабо, и славы за ней никакой не было. Ей, однако, нужна была именно главная. В конце концов она договорилась в театре Веры Комиссаржевской, что сделает постановку за свои деньги – и начала готовиться к выходу на сцене в «Саломее».

Саломея – библейская царевна, падчерица царя Ирода Антипы, которая станцевала перед царём в его день рождения особый танец. Этот танец привёл Ирода в такой восторг, что он поклялся дать любую награду – и Саломея, подученная матерью, потребовала голову Иоанна Крестителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Царю пришлось исполнить обещанное. Танец же, согласно уже легендам – в Библии об этом нет ни слова – сопровождался постепенным сбрасыванием покрывал, пока царевна не обнажилась полностью, своей-то наготой и заставив царя забыть осторожность.

Ида Рубинштейн
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для подготовки спектакля Ида наняла режиссёра Всеволода Мейерхольда и – снова – художника Льва Бакста. Музыку писал Александр Глазунов. Хореографом стал Михаил Фокин. Способности Рубинштейн он оценивал невысоко, но ему было интересно поработать с её фактурой – с этими странно-удлинёнными корпусом, руками, ногами, глазами...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специально под них он разработал такие же странно-удлинённые, тягучие движения. Этим движениями Ида сбрасывала парчовые покрывала, перемещаясь по сцене, пока не оставалась в одних только украшениях – правда, очень обильных и многое прикрывающих – по дизайну Бакста.

Она работала как каторжная, добиваясь того эффекта, что поставил целью Фокин. Но... спектакль перед самым его выходом запретили – как непристойный, по настоянию православной церкви.

Вместе со спектаклем перестал существовать и театр Веры Комиссаржевской. Что должна была бы сделать Ида, получив такой щелчок по носу? Может быть, не высовываться. Ида же выбрала изо всего спектакля один только танец и начала выступать с ним. Конечно же, это был тот самый танец, из-за которого «Саломею» запретили. Танец семи покрывал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

20 декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории состоялся первый показ. Зал набился битком. Публика с интересом ждала шоу наподобие бурлеска «Мулен Руж» – не зря же Рубинштейн во Франции училась? А получила мистическо-экстатическое, тянущее душу, исполненное пугающего эротизма представление.

Когда Ида замерла на сцене, сбросив последнее покрывало, зал сидел молча, абсолютно оглушённый. А потом – взорвался аплодисментами. Прежде, чем блюстители нравственности взорвались чем похуже, Рубинштейн с достоинством удалилась в Париж.

Дягилевский период

Париж «Танец семи покрывал» оценил. Ида моментально стала звездой (впрочем, в России она теперь тоже была звездой – и во многом именно потому, как она уехала оттуда). Рубинштейн, однако, не собиралась почивать на лаврах. Она познакомилась с Дягилевым и вступила в его труппу. Деньги на постановки предлагать не пришлось. Дягилев чуял, когда человек пахнет будущими славой и бессмертием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ида Рубинштейн
Legion-Media

Специально под Иду начали ставить балет «Клеопатра». Приехал работать над шоу всё тот же Фокин. Клеопатрой, конечно, была Ида. Как и в Антигоне, и в Саломее, в этом образе её привлекал тонкий запах смерти, витающий вокруг персонажа. Фокин ставил танец, который заставил бы учуять этот жуткий запах публику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Балет подготовили в рекордно короткие сроки: Рубинштейн несло на азарте, а окружающие поневоле заражались её куражом.

2 июня 1909 года «Клеопатра» вышла на сцену. Напарницей Иды была Анна Павлова. Фокин также вышел танцевать – в роли Амуна. Были свои роли у Вацлава Нижинского и Тамара Карсавиной. Звёзды должны были поддержать Иду. Но действие развалилось бы, если бы его не смогла держать она сама. Ей предстояло быть ярче любой из звёзд. И она была. Публика сходила с ума по этой женщине со скупыми, холодными жестами, с грацией и внутренней жестокостью змеи.

То, что Клеопатра притом была едва одета, скорее завораживало, чем возбуждало. При этом балет содержал сцену секса! И довольно откровенную. Лишь в тот самый момент, когда эротика грозила перейти в порно, актёров закрывали занавеси. Сразу за «Клеопатрой» Ида вышла «Шехерезадой». Богатый восточный костюм был нарочно рассчитан так, чтобы складками подчёркивать вытянутую, почти карикатурную фигуру Рубинштейн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту же вытянутость, пугающий эротизм Иды попытался передать здесь же, в Париже, Валентин Серов. Ида позировала голой. На портрете не было попытки показать хоть немного ягодицы, груди, изгиб бедра – напротив, идина нагота их скрывала, словно отсутствующие вовсе. Картина наделала такого же скандала, как и танцы Иды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Как можно прославлять уродство, поставить кисть на службу безобразию, рисуя картины, оскорбительные для самой женской красоты!» — негодовали критики. Ида и Серов были необычайно довольны.

Что касается «Шехерезады», то она вызвала настолько мощно увлечение востоком и восточной эстетикой, что перевернула мир моды и серьёзно повлияла на искусство во всех его жанрах. Естественно, и в этом балете с Рубинштейн была сцена оргии. Однако центром оргии в этот раз была не её Шехерезада, а, согласно сюжету оригинала, царица Зобейда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты не пой, ты туда-сюда ходи

После успеха «Шехерезады» Дягилева Рубинштейн оставила. Она попыталась поразить публику новым шокирующим поворотом – сыграть святого Себастьяна. Сценарий написал для неё Габриэле д’Аннунцио – сейчас поэта вспоминают чаще как фашиста, но тогда он был просто молодым гениальным автором. Себастьян не танцевал, он разговаривал.

Ида Рубинштейн
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это, говоря честно, предпопределило его провал. Под пластику Рубинштейн можно было найти манеру танца. В той же «Шехерезаде» она стремительно передвигалась по сцене, чтобы застыть то в одной эффектной позе, то в другой. Это трудно было назвать настоящим танцем, но публике нравилось. Под слабую декламацию Иды нельзя было подставить текст, который бы в её устах заиграл.

Католическая церковь выразила своё недовольство (святого юношу – женщина, еврейка?!) и желание запретить, публика тоже не оценила.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ида вспомнила о «Саломее». Готовый спектакль, который во Франции ещё не запрещали. «Саломея» помогла перебить привкус от «Святого Себастьяна», но надо было двигаться дальше. Поставила «Елену Спартанскую» — провалилась снова. Ида сровно выписала себе Мейерхольда. Мейерхольд поставил ей «Пизанеллу, или Душистую смерть» – трагическую историю о куртизанке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он учёл все проблемы «Себастьяна», и в «Пизанелле» Ида практически не разговаривала. Только буквально ходила туда-сюда по сцене, завораживая своей змеиной пластикой, и застывала в позах, подходящих к пышному антуражу в стиле ар-нуво. Её чувства, судьба, красота обсуждались другими персонажами. «Пизанелла», хотя и принятая не всеми критиками, репутация Иды спасла. Что-что, а завораживающе туда-сюда ходить она умела.

Ромейн Брукс
Ромейн Брукс
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четыре банка, сахарный заводик и заводик пивоваренный в любом случае позволяли Рубинштейн жить красиво, не страдая от ошибочных шагов в творчестве. Она приобрела особняк под Парижем и в этом особняке привечала новых французских друзей. Сару Бернар, конечно же. Жана Кокто. Андре Жида. Марка Шагала. Вацлава Нижинского. Больше всего, однако, в её особняке привечали художницу Ромейн Брукс. С Брукс и Рубинштейн был красивый роман.

С ними вместе везде ходил отлучённый от церкви после «Себастьяна» д’Аннунцио, заставляя обсуждать версию, что роман-то этот – на троих...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом грянули, один за другим, 1914 год – Первая Мировая, и 1917 – Революция. Количество банков и заводиков в Российской Империи перестало иметь значение, потому что перестали существовать империя и частная собственность на её территории. Однако оставались ещё счета в европейских банках и громкое имя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь после Дягилева

Ида принялась работать так же, как когда-то подходила к станку. Упорно, порой через не хочу и не могу. Ставила спектакли. Выходила в спектаклях. Снималась в фильмах. Позировала фотографам для рекламы – тогда манера использовать в рекламе звёзд только начала набирать популярность.

Блистала на светских вечеринках, приходя туда парой с Брукс – Брукс была одета юношей, Ида красовалась в платьях. Находила на вечеринках нужных людей. Гуляла по Парижу с леопардом. Снова ставила спектакли. Последним большим проектом, в котором участвовала Рубинштейн, была балетная труппа Нижинской. Она начала работу в 1928 году...

Ида Рубинштейн
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в 1938 году закончила. Немцы ещё не ввели войска в Судет. Но многие уже понимали, что происходит и чем запахло. Из Европы один за другим отплывали пароходы в Новый Свет, с пассажирами на борту, чьи имена потом будут встречать в учебниках – с учёными, писателями, художниками.

В 1939 году грянула Вторая мировая. Ида покинула континент не медля. Но бежать в США она не собиралась. Она рванула в воюющую с Гитлером Британию. Захватив всё, что было на её европейских банковских счетах. Ида никогда не убегала. Она находила для себя новый фронт работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Британии Рубинштейн на свои деньги открыла госпиталь. В нём она ухаживала за ранеными – наравне с девушками, у которых денег на госпиталь никогда бы не нашлось. Наравне с женщинами, у которых, в отличие от неё, не было французского Ордена почётного легиона или равных ему по статусу. И ничуть их не хуже. Многие раненые были уверены, что видят профессиональную медсестру. Поскольку в новое дело Ида окунулась так же, как перед тем – в любое другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После Победы Ида вернулась во Францию. Всё, что она любила, было разрушено. Развален был особняк. Умерли или исчезли в неизвестно направлении старые друзья. Потрясение было сильным. Рубинштейн впервые серьёзно задумалась о вере – и перешла из иудаизма в католичество. Она снова искала, где могла быть полезной, и устроилась переводчицей в миссию ООН. Работала недолго. Купила новый особняк, далеко от Парижа, и удалилась в него. И дожила в нём, и умерла так тихо, как громко до того жила всю жизнь.