Как слезы Брежнева спасли запрещённый фильм «Белорусский вокзал»
«Упаднический» сценарий и «неприкаянные» ветераны
Когда ему в руки попал сценарий Вадима Трунина, он твердо решил: буду снимать! Но не так-то просто было это выполнить. Сначала худсовет заставил несколько раз переписывать сценарий. Чиновников не устраивало, как выглядят ветераны, победившие страшного врага, спустя годы: какие-то неудачники, неприкаянные и не нашедшие себе места в мирной жизни. Сценарий называли «упадническим» и требовали, чтобы ветеранов показали во всем парадном блеске.
Вырезанный эпизод с дракой
Тогда в сценарии появился эпизод с дракой в ресторане: фронтовые друзья в этой сцене, не выдержав наглых выпадов компании молодежи, «тряхнули стариной» и, вспомнив свое славное десантное прошлое, уложили наглецов лицом в пол. А потом приехал наряд милиции, ветеранов отвезли в отделение, но они сумели скрутить охрану и вырвались на свободу. Этот эпизод приказали убрать: чтобы не «порочить честь советской милиции».
Еще худсовет очень смущала личность режиссера. Точнее, его молодость и неопытность. Разрешение — с большой неохотой — было дано только после того, как за Андрея Смирнова поручился его педагог, известный режиссер Михаил Ромм. И все равно несколько раз съемки прерывали и грозили вовсе закрыть картину, называя сюжет «клеветническим». Смирнов устал объяснять: он снимает кино не о «неудачниках», а о героях, прошедших фронт и сумевших сохранить в себе человечность, красоту души, стойкость.
Фронтовик Папанов считал «Белорусский вокзал» большой удачей для себя
Члены худсовета не скрывали своего удивления выбором актера на роль бухгалтера Дубинского, бывшего фронтового радиста: Андрей Смирнов пригласил Анатолия Папанова. Его пытались отговорить: Папанов считался исключительно комедийным актером, незадолго до того вышла знаменитая «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, и неподражаемого «Лёлика» узнавали на улицах, неизменно расплываясь в улыбке. Но Петров чувствовал: Папанов в «Белорусском вокзале» будет на своем месте. Актер-фронтовик давно мечтал сыграть серьезную драматическую роль — Великая Отечественная, через которую ему довелось пройти, наложила отпечаток на его жизнь. Он считал все свои комедийные роли чем-то несерьезным: по мнению актера, только в фильмах военной тематики он раскрывался по-настоящему.
Папанов признавался, что на фронте он научился ценить жизнь: «Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства – не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать».
Евгений Леонов был счастлив играть фронтовика
И для Евгения Леонова фильм Андрея Смирнова стал возможностью сломать стереотип о себе как о комедийном актере. Смирнов с самого начала собирался снимать в роли бывшего командира разведки именно его. И Леонов вложил в эту работу всю свою душу: «Фон фильма — именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга — маленький, незаметненький — имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово — дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив... Я его очень люблю», — признавался артист.
Борьба за Нину Ургант
Пришлось бороться и за Нину Ургант. Андрей Смирнов пригласил ее на пробы, и потом актриса целый год ждала ответа — приняли ее или нет. А потом случайно услышала, что съемки «Белорусского вокзала» завершены. Но не успела она огорчиться, как ей позвонил режиссер и объяснил: завершены все сцены, кроме тех, где участвует ее героиня, фронтовая медсестра Рая. И попросил снова приехать на киностудию — пройти вторую пробу. Руководство настаивало кандидатуре Инны Макаровой: ее пробы понравились Екатерине Фурцевой, тогдашнему министру культуры.
Тогда Андрею Смирнову пришлось пойти на самый настоящий шантаж: он сказал, что отказывается завершать работу над фильмом, если не утвердят Ургант. Он был убежден: Инна Макарова отличная актриса, но для этой роли нужна именно Нина Ургант — «женщина, которая излучает свет». Начальство продержалось три дня. Потом пошло навстречу.
Её благодарили за Победу и за фильм
Медсестра Рая в исполнении Ургант получилась невероятно настоящей, трогательной и в самом деле «излучающей свет». Оказалось, что на ее героине держится вся драма, вся смысловая нагрузка картины. Самым сложным для нее было не заплакать во время исполнения песни Булата Окуджавы. Режиссер сказал: «Не надо. Пусть плачут мужчины...». И актеры-мужчины каждый раз, каждый дубль плакали: невозможно было удержать льющиеся слезы. Как рассказывала актриса, после «Белорусского вокзала» к ней на улице подходили люди, поздравляли с Днем Победы, благодарили, видя в ней ветерана. А она чувствовала себя неловко: ведь она не воевала, ей было в те годы 12 лет. А однажды она возвращалась домой поздним вечером, и вдруг прямо на нее вышли двое мужчин. Нина растерялась и испугалась. А они, узнав «Раю», встали перед ней на колени и сказали: «Спасибо за "Белорусский вокзал"...
В «Белорусском вокзале» нет ни одной батальной сцены. И все же его до сих пор считают великим военным фильмом, одним из лучших о фронтовиках. И сегодня мы не можем сдержать слез, услышав первые такты знаменитой песни «И значит, нам нужна одна победа...». Сейчас уже трудно сказать, правда это или киношная байка, но рассказывали, что фильм хотели все же положить «на полку», но сначала показали Леониду Брежневу. И генсек заплакал во время песни про десантный батальон. Его слезы стали решающим фактором: картину все-таки выпустили на экраны. Так Брежнев спас «Белорусский вокзал» от забвения.