Как пёс Стив повторил судьбу своего персонажа – Белого Бима Черного Уха
Сложности со Штирлицем и дорогой плёнкой
Трогательную повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» напечатали в 1971 году. А через три года её прочитал режиссёр Станислав Ростоцкий. И решил: обязательно надо снимать!
Кто будет играть главную роль, у Ростоцкого не было никаких сомнений: конечно, Вячеслав Тихонов. Актёр с радостью согласился: ему очень хотелось сыграть так, чтобы зрители, наконец, перестали видеть в нём исключительно разведчика Штирлица, образ которого намертво к нему «прилип».
Только вот сразу приступить к съёмкам не получилось. Сначала год ждали Тихонова, который был занят в другом проекте. Потом никак на могли достать фирменную иностранную плёнку. На неё нужны были деньги, а начальство их не выделяло, — мол, достаточно отечественной.
Но снимать на отечественную плёнку — значило бы обречь четвероногого «артиста», исполнителя главной роли, на горячий слепящий свет софитов. Этого нельзя было допустить: во-первых, пёс бы только измучился в таких условиях, во-вторых, не смог бы играть убедительно.
Как Стив стал Стёпкой
Плёнку в итоге нашли, но ещё труднее оказалось отыскать нужного пса. Шотландский сеттер (как в книге Троепольского) — не слишком распространённая порода. А собака к тому же должна была уметь выполнять команды, и вообще, «играть» в кадре. После долгих поисков был найден английский сеттер по кличке Стив.
На съёмочной площадке его тут же окрестили по-русски — Стёпкой. Правда, снимать его в опасной сцене — там, где у Бима застревает лапа между рельсами — не стали: для этого взяли дублёра, собаку той же породы и такого же окраса по имени Денди.
Дружба двух артистов
Со Стёпкой работал кинолог Виктор Сомов, но всем казалось — с ним вообще не нужно работать, что-то объяснять, подготавливать... Умный пёс будто сам прочёл сценарий и наперёд знал, что ему нужно делать.
Для Вячеслава Тихонова работа в фильме стала особым опытом. Ему нужно было заранее завоевать доверие Стёпки, ведь он играл его хозяина, значит, необходимо было с собакой подружиться. Каждое утро актёр приносил на площадку вкусности — сосиски, колбасу... Но этим Стёпку было не удивить: его подкармливали все члены съёмочной группы.
Тогда Тихонов стал действовать по-другому. Приходя на площадку, он первым делом уводил Стёпку на прогулку. Они подолгу бродили по окрестностям, Тихонов разговаривал со своим «партнёром»... Даже ходил с ним на охоту! И пёс настолько привык к его голосу, к доброте и ласке, что уже сам бежал разыскивать артиста. Надо сказать, Стёпка очень тосковал по своему настоящему хозяину — тот «сдал в аренду» собаку на полтора года для съёмок.
Необходимая жестокость
Во время съёмок чувства собаки щадили: репетировали без Стёпки, а его выпускали в кадр, когда уже велась съёмка, стараясь, чтобы всё было снято с одного дубля. Иногда, для достоверности, приходилось идти на жестокие меры. Например, в сцене, где хозяина Бима увозит «скорая», пёс должен бежать за машиной, а потом тоскливо смотреть вслед. Чтобы Стёпка сыграл, как надо, Тихонову, к которому тот уже привык, несколько дней не позволяли видеться с псом. А когда они, наконец, встретились, сразу последовала «разлука» — та самая «скорая». Стёпка искренне страдал...
До слёз...
Фильм получился настолько трогательным, что зрители не могли сдержать слёз, сочувствуя четвероногому герою. И вообще, верили абсолютно всему, что происходило на экране. И отождествляли персонажей с игравшими их актёрами. Мы уже писали о том, как актрису Валентину Владимирову, сыгравшую злую тётку, из-за которой погиб Бим, буквально возненавидели не только зрители, но и все знакомые.
«Белый Бим Чёрное Ухо» получил не одну престижную кинонаграду, его даже номинировали в 1978 году на «Оскар», и американские зрители тоже не могли сдержать слёз, а во время сцены на железнодорожных путях публика аплодировала стоя.
Не выдержало сердце
Умный и добрый Стёпка, между тем, страдал по-настоящему — слишком уж часто ему приходилось разлучаться с любимым хозяином. Видимо, любовь была односторонней. Потому что для хозяина, судя по всему, Стив не значил ровным счётом ничего — он был для него просто источником дохода. За плату хозяин «сдавал» его киношникам. А сам уезжал по своим делам.
Все полтора года, что шли съёмки «Бима», этот человек ни разу не приехал навестить своего пса. И потом ситуация повторялась снова и снова... Рассказывали, что в итоге сердце Стива не выдержало такого обращения. Разлюбить хозяина он не мог, но не мог и выносить дольше огромную тоску. И однажды умер.
Память о верном сердце собаки увековечили на родине Гавриила Троепольского, в Воронеже: здесь поставили памятник Биму. В его лохматое ухо можно прошептать заветное желание. Местные жители уверяют, что оно обязательно сбудется...