Как мальчик-паж из фильма «Золушка» стал волшебником: неожиданный поворот судьбы Игоря Клименкова
Его нашли в библиотеке
Режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро были в отчаянии: за полгода они просмотрели 25 тысяч мальчишек, но ни один из них так и не подошёл им для роли мальчика-пажа. Сказка про Золушку была очень нужна стране, поднимавшей из руин после Великой Отечественной. Люди нуждались в добром, красивом фильме не меньше, чем в хлебе и тепле: он мог подарить надежду и веру в будущее. Уже решено было, что Золушку сыграет Янина Жеймо.
В один из дней ассистент режиссёра, бродивший по всем школам, детским студиям и кружкам в поисках подходящего мальчика, попал в библиотеку. И не поверил своим глазам: за столом, низко склонившись над книжкой, сидел настоящий юный Паж! Ассистент ринулся к нему, начал взволнованно говорить про кинопробы, но паренёк, едва взглянув на приставучего «дядю», лишь отмахнулся: не мешайте читать! Вряд ли он прислушался к словам незнакомца — в те минуты он с замиранием сердца следил за приключениями Ихтиандра, читая «Человека-амфибию». Ассистент режиссёра в отчаянии написал записку и сунул её мальчишке в карман куртки.
«Отец притащил на съемки за шиворот»
Как потом вспоминал Игорь Клименков в интервью изданию «Факты»: «Спустя две недели матушка, собираясь стирать куртку, нашла в кармане эту записку, а отец буквально за шиворот притащил меня на студию. У меня же были дела поинтереснее — чтение и рисование. И я ужасно не хотел сниматься в кино».
И поначалу съёмки действительно показались ему до ужаса скучным делом: приходилось по несколько часов ждать в холодных павильонах, пока осветители настроят аппаратуру, потом повторять перед камерой одно и то же, ради минутной сцены работали недели и месяцы, а всего фильм создавался два года!
«Не кормят же ребёнка», — ворчала Раневская
Интереснее стало, когда 12-летний Игорь познакомился со знаменитыми актёрами. Фаина Раневская, игравшая Мачеху, сразу же принялась его опекать (здесь вы найдёте самые неприличные цитаты Фаины Раневской). Клименков с улыбкой рассказывал: «Я был маленький и застенчивый. Меня любили все. Когда приходила Раневская, всегда с решительным видом, все сразу же настораживались, зная, что разноса от Фаины Георгиевны можно ожидать в любой момент. Она умела поставить всех на место и навести порядок. "Так, — говорила она мне, — ты, конечно, голодный, иди сюда". Она сажала меня к себе на колени и кормила бутербродами. "Не кормят же ребенка", — ворчала Раневская».
Безответная любовь к Надежде Румянцевой
После «Золушки» Игорь снялся ещё в одном фильме — «Счастливого плавания». И должен был сниматься в следующем. Но всё перечеркнула первая любовь — сильная и безнадёжная. Этот случай навсегда врезался Игорю в память: «Прихожу на киностудию, в комнате сидят четверо мальчишек и одна девушка. Мне она так понравилась... По фильму я должен был быть её партнером. Мне тогда было 15, девушка на пять лет старше. Она училась на втором курсе театрального института, за ней ухаживали более старшие ребята, а я был в неё тайно влюблен. Это была совсем тогда ещё молоденькая Надежда Румянцева. Пробы я провалил с треском, сниматься не хотел. На мою роль взяли другого».
Мастер без образования
Игорь поступил в театральный институт, но ушёл из него после первого курса. Хотел учиться в художественном училище имени Мухиной — не смог поступить. Затем был педагогический институт, но и оттуда он вскоре забрал документы: понял, что учитель истории — профессия не для него.
И не просто музыка, а секреты и тонкости гитары. Он не только научился играть, но и почти сразу принялся разбирать гитары, пытаясь определить — в чём секрет звучания, почему гитары так отличаются по звуку, почему советские инструменты звучат на порядок хуже иностранных? Дело кончилось тем, что Игорь стал сам делать гитары. Да, у него не было специального образования, но зато было какое-то удивительное чутьё, интуиция, «умные» руки.
Гитара, сделанная из стола графа Шереметьева
Где он брал материал? На помойке. По рассказам Игоря, тогда люди часто выбрасывали старые столы, стулья, шкафы. Некоторые из них были из ценной древесины. Самая лучшая его гитара сделана из палисандрового стола, который когда-то стоял в гостиной графа Шереметьева. На его инструментах играли знаменитые мексиканские гитаристы Джон Вильямс и Рамес. А в Ленинградском музыкальном училище он вёл отделение гитары, обучая играть на своём любимом инструменте. Отдавая музыке всё своё время, Игорь Клименков быстро достиг успехов, даже издал «Сборник пьес для шестиструнной гитары».
Жена, куклы и Крым
А ещё Клименков мечтал открыть кукольный театр для детей. И однажды его мечта сбылась: узнав, что в Бахчисарае есть возможность работать, там предоставляют жильё и помещение для кукольного театра, Клименков, не раздумывая, перебрался из родного Ленинграда в Крым. Вместе с женой. С Ириной он тоже познакомился благодаря гитаре — девушка была его ученицей и сразу влюбилась в молодого обаятельного преподавателя, так увлечённо рассказывавшего о музыке.
Но они уже не мыслили жизни друг без друга. И через год поженились. Переехав в Крым, они продолжили заниматься любимым делом: Игорь стал директором музыкальной школы, в доме, который ему предоставили, устроил гитарную мастерскую. Интересно, что имя мастера Клименкова, не имевшего специального образования, занесено сразу в две энциклопедии — «Энциклопедию гитарного искусства» и «Художественный фонд России».
Назвали его «Светлячок», сами шили кукол, мастерили декорации, гастролировали по крымским городам и сёлам. Это было настоящее счастье. Счастьем было и рождение сына Николая. Правда, когда он подрос, начались разногласия и даже ссоры: он никогда не понимал бескорыстного увлечения родителей. Клименков с горечью признавался: «Наш сын Николай не может понять нашего фанатичного увлечения творчеством, из-за этого у нас не раз случались ссоры. Он по жизни более практичный — занимается бизнесом».
Стрессы и травма
Для развития своего «бизнеса» Николай использовал все сбережения родителей. Взял несколько крупных кредитов. Но бизнес не «пошёл». На дворе стояли «лихие» девяностые, парень скрылся от кредиторов, оставив родителям долги и проблемы. Поговаривали, что постоянные переживания из-за ссор с сыном подкосили здоровье Клименкова. К тому же произошло несчастье — во время колки дров отлетевшая из-под топора щепка повредила Игорю Афанасьевичу глаз.
Делать гитары уже не мог. Те, что оставались — уникальные, с серебряным чистым звуком, драгоценные, — пришлось продать. Продолжал мастерить кукол — почти на ощупь. А потом пришлось расстаться и с любимым театром — его с готовностью купил у мастера один из симферопольских предпринимателей. Супруги Клименковы едва сводили концы с концами.
Им не нужна была жалость. Игорь Клименков умер 12 марта 2006 года, не дожив до своего 72-летия один день. Его похоронили в Крыму, на кладбище села Новенькое Бахчисарайского района. Сразу после его похорон сын Николай уехал в США, а вдова мастера продала дом и тоже покинула Крым.
«Когда он играл, мы с подругой не могли сдержать слёз»
Мальчика-пажа, который всё-таки стал волшебником, помнят многие. На сайте Кino-teatr.ru можно найти трогательные отзывы и воспоминания: «Встречался с Игорем Афанасьевичем в Ленинграде. Умный, творческий человек. Играю на его гитаре. Классный инструмент. Ценю его творчество. Вечная ему память!», «Я очень близко знала Игоря Афанасьевича — он был моим преподавателем по классу гитары. Это человек с очень большой душой. Когда он играл, мы с моей подругой Мариной не могли сдержать слез». Что ж, наверное, жизнь Игоря Клименкова можно назвать счастливой: он занимался любимым делом, получал удовольствие от своей работы, учил музыке детей и приносил радость своим творчеством.