Как Ида Розенталь подарила американкам бюстгальтеры: история одного успеха
Революционер Вилли
Ида с детства была очень самостоятельной особой. Она не побоялась в 16 лет уехать из маленького городка под Минском в Варшаву — хотела учиться. Чтобы было на что жить, девушка шила на заказ. А однажды на политическом собрании услышала пламенную речь Вилли Розенталя. Он был убеждённым революционером и умел убеждать других. Скоро Ида настолько прониклась его идеями, что не могла уже существовать без Вилли. Ида и её любимый вступили в подпольную социалистическую партию и решили пожениться.
Но на дворе стоял 1904 год, юношей одного за другим призывали на русско-японский фронт. Это вовсе не входило в планы Розенталя. И он решился: вместе с верной невестой уехал в Америку. Насовсем. Разве мог он тогда вообразить, что судьба преподнесёт ему забавный сюрприз: они с Идой совершат-таки революцию, но только не в политике, а в моде.
Хорошая швея не будет голодать!
А началось всё с того, что Ида принялась обшивать американских клиенток. У неё очень ловко получалось, даже самые капризные клиентки оставались довольны мастерством юной эмигрантки. Пришлось, конечно, потратиться на хорошую швейную машинку, но оно того стоило: Идиных заработков хватало и на хлеб, и на масло. Если бы не её клиентки — неизвестно, как они вообще выжили бы в те первые 10 лет на чужбине. К тому же в семье родились дети — мальчик и девочка. Ида продолжала шить, и вскоре даже смогла перевезти семью в более престижный район — на Манхэттен. Здесь жили люди побогаче. Ида зарабатывала всё больше, устроилась в ателье... Но она так и осталась бы обычной швеёй, одной из многих тысяч, если бы её однажды не осенила гениальная мысль.
Вместо корсета
Точнее, мысль эта пришла в голову её мужу Уильяму. Прежде дамы носили в качестве белья жёсткий неудобный корсет. Потом, в конце XIX века, во Франции придумали первые бра, но они были не намного удобнее: либо тот же корсет, разрезанный напополам, либо просто полоска ткани, которой перетягивали грудь. Наконец, в 1914-м Мэри Фелпс Джейкобс предложила женщинам «бесспинный лифчик» в виде двух платков, соединённых шёлковой лентой. Ида же с Уильямом задумались: как сделать «держатель бюста», который будет учитывать индивидуальные особенности женщин, и при этом не станет мучительным, как корсет, приспособлением?
Супруги увлеклись — и вскоре разработали специальную конструкцию из двух чашечек, соединённых полоской ткани. И придумали размерный ряд — ведь грудь у всех женщин разных размеров. И даже разработали лифчик, зрительно увеличивающий грудь, — модель пуш-ап. Если быть справедливыми, то стоит уточнить: изобретение принадлежит именно Уильяму. Он его и запатентовал. Но неизвестно, как бы пошло дело дальше, если бы не предпринимательская жилка Иды. Скоро Ида и Уильям стали полноправными партнёрами с хозяевами ателье.
Спрос на бюстгальтеры возрастал с каждым днём: дамы оценили его удобство и красоту. Так что шить платья было уже некогда: ателье полностью перешло на производство нового белья. Ида как раз и взяла на себя все важные функции: переговоры с заказчиками и поставщиками, рекламу, вопросы распространения... Уж очень хорошо у неё получалось договариваться с людьми.
«Бюстгальтеры» для десантников
Между тем, началась Вторая мировая. И тут Ида показала себя как настоящая патриотка и опытный стратег. Она предложила «бюстгальтеры для мужчин» — на основе модели женских лифчиков для десантников шились накладные «карманы», или «гнёзда». Их надевали поверх обмундирования, в «гнёзда» усаживали обученных почтовых голубей. Десантники, пробравшись в тыл противника, слали с голубями военные донесения и данные разведки. Три тысячи солдат регулярно забрасывали в тыл, и на каждом был такой «бюстгальтер». Голубей же использовалось около 50 тысяч.
Предмет первой необходимости
Поскольку в военное время ввели ограничения на производство товаров не первой необходимости, нужно было придумать что-то, чтобы лифчики не сняли с производства. Ида придумала. Она представила комиссии мнения экспертов о том, что женщина, не носящая под одеждой бюстгальтер, выглядит слишком вызывающе, и это отвлекает от работы окружающих мужчин. А её саму при этом отвлекают нескромные взгляды и трение груди об одежду, вызывающее посторонние мысли. И правительство признало бюстгальтеры предметом первой необходимости!
Нескромные плакаты у дорог
И всё же главный успех пришёл к Розенталям после Победы. Ида запустила смелую рекламную кампанию: вдоль дорог висели плакаты в стиле пин-ап с изображением красоток в бюстгальтерах. Говорят, на трассах то и дело возникали пробки и заторы, порой движение останавливалось чуть ли не на сутки... Словом, к началу 50-х супруги Розенталь стали мультимиллионерами.
Шок от Советского Союза
В 1958 году Уильям Розенталь умер, и Ида взяла на себя управление компанией. Её продукция поставлялась в 115 стран. Она сама ездила по миру, сама проводила рекламные мероприятия и акции. А когда госпожа Розенталь оказалась в 1963-м в Советском Союзе, увиденное на полках магазинов женское бельё её потрясло: советская промышленность в этом смысле отстала от американской чуть ли не на полвека! Наши женщины вынуждены были «упаковываться» в грубые лифы из неэластичных материалов, которые застёгивались на пуговицы... В Америке такие исчезли ещё до Второй мировой — их давно заменили изящные изделия из атласа и кружев, с широкой размерной линейкой, комфортные и красивые.
Идея, принесшая миллионы
Ида Розенталь прожила 87 лет, а после её смерти в 1973 году производство возглавила её дочь Беатриса. Производство качественного женского белья стало для неё делом всей жизни. Кроме того, Беатриса не уставала повторять женщинам: не бойтесь начинать новый бизнес с нуля, хорошая идея способна принести миллионы! Она знала, о чём говорила: ведь у неё перед глазами с самого детства стоял пример матери, — бедной эмигрантки, сумевшей не только стать своей в чужой стране, но и разбогатеть на удачной идее и трудолюбии.