Как гений отца помешал счастью дочери. Одиночество Александры Захаровой
В окружении гениев
Масштаб людей, которые приходили в их дом каждый день, Александра Захарова поймет гораздо позднее. В детстве ей казалось само собой разумеющимся, что мама Александра Ширвиндта может подарить собаку, а Татьяна Ивановна Пельтцер оправдывает ее перед директором школы за прогулы.
Школу Захарова не любила. Насмотревшись спектаклей по классическим произведениям, она перечитала все оригиналы и на уроках откровенно скучала. Следить за ее успеваемостью и посещаемостью было некому: родители возвращались из театра поздно и на следующий день спали до обеда. Когда Саша однажды вернулась в слезах из-за слов учителя, что она «не достойна советской школы», мать только рассеянно ответила: «Ну и слава богу!»
Когда Александра объявила родителям, что собирается стать актрисой, те попросили прочесть им отрывок на ее выбор. Выступление оказалось провальным — и Нина Лапшина лично взялась готовить дочь к поступлению в Щукинское училище.
Студенческая любовь
За студенткой Александрой Захаровой всегда незримо стояла фигура отца. Ее однокурсники, знакомые и приятели никогда об этом не забывали, что часто сказывалось на отношениях. Даже дружили с Сашей с опаской — как бы люди не подумали, что это лишь способ подобраться поближе к худруку Ленкома.
Завистники всю жизнь будут говорить, что всеми своими успехами Захарова обязана исключительно отцу. Но тогда, в молодости, как таковых успехов еще не было, и значение имели совсем другие вещи. Например, первая любовь.
За Сашей ухаживал студент «Щуки» Эдик Томан. Робкий провинциал, он в принципе стеснялся признаться в своих чувствах, а то, что Саша — дочь Марка Захарова, и вовсе вводило его в ступор. Однажды Эдик поделился переживаниями с приятелями — а те секрет хранить не стали. В результате по училищу пошли слухи, что Эдик решил приударить за дочерью Захарова ради прописки в Москве и карьеры в театре. Александра понимала, что на сто процентов верить слухам нельзя, но к ухаживаниям Эдика отнеслась настороженно.
Отношения в итоге ничем не закончились: после окончания училища Томан уехал в Таллин, где сделал блестящую карьеру. Вернувшись в Москву через много лет, он сделал еще одну попытку сблизиться с Захаровой — но ему вновь не хватило напора. Да и ее мысли занимали уже совсем другие мужчины.
Неудачные попытки
Главным режиссером в жизни Александры Захаровой был и остается ее отец. Но во времена, когда Марк Анатольевич доверял дочери лишь эпизодические роли, нашелся человек, увидевший в ней больший потенциал. Режиссер Сергей Ашкенази пригласил Александру на главную роль в детективе «Криминальный талант» — и вскоре у них вспыхнул роман.
«Мы понимали, любили и ценили друг друга», — расскажет он потом об их отношениях. При этом Ашкенази был женат, но уходить из семьи не торопился. Такой расклад не устраивал Александру, и они расстались.
Захарова сосредоточилась на работе в Ленкоме, где главный режиссер (он же — отец) десять лет доверял ей только роли в массовке. Она была настолько больна сценой, что радовалась и этому, пока Глеб Панфилов не предложил сыграть Офелию в «Гамлете». С тех пор и Марк Анатольевич перестал стесняться выводить дочь на сцену в более заметных ролях.
По театру ходили слухи, что Марк Захаров мечтает выдать дочь замуж то за Абдулова (женатого тогда на Ирине Алферовой), то за подающего надежды Андрея Соколова. Но с Абдуловым Захарова просто дружила, а Соколов со временем стал ее избегать.
Мужчиной, не испугавшимся знаменитого отца актрисы, стал другой артист Ленкома — Владимир Стеклов. Они поженились, когда Захаровой было почти 30, и прожили вместе девять лет. Отношения в этом бездетном браке разладились постепенно. Сразу после развода Стеклов снова женился, а она так и осталась одна.
Семья Александры Захаровой после смерти матери и отца состоит из собак, которых она обожает с самого детства. В отличие от мужчин, их она может не подозревать в корыстных намерениях.
Впрочем, в последние годы актриса изредка намекала, что больше не одинока. Но раскрывать имя мужчины (наконец-то никак не связанного с театром) не спешила — возможно, опасаясь спугнуть свое позднее счастье.