Как Гайдай и другие режиссёры отстаивали эротику в советских фильмах
«А зори здесь тихие...»
Режиссёр Станислав Ростоцкий, снимая фильм «А зори здесь тихие...», намеренно уговорил актрис на две откровенные сцены. Строгая комиссия сначала хотела убрать обе. Но Ростоцкий убедил оставить хотя бы одну — сцену, в которой девушки снимают с себя гимнастёрки в бане и моются. Это выглядит щемяще-трогательно и подчёркивает красоту женского тела, которое создано для любви, для материнства, а не для пуль и снарядов.
Цензоры, подумав, согласились. Как согласились, после долгих уговоров, и девушки-актрисы. А вот ещё один эпизод, в котором весь женский взвод загорает на брезенте в обнажённом виде, пришлось убрать: чиновники сочли, что это уже слишком.
«Экипаж»
Сегодня фильм «Экипаж» выглядит абсолютно безобидным и невинным с точки зрения эротики. Но в то время во время съёмок первого советского фильма-катастрофы разразился скандал на самом высоком уровне.
Дирекция «Мосфильма», узнав от лаборанток, проявлявших плёнку, о сцене с обнажённой Александрой Яковлевой, пришла в ужас. Почти всё отснятое было уничтожено. В результате любовные игры стюардессы и пилота зритель может наблюдать в сильно усечённом виде. Обнажённая фигура Яковлевой смутно просматривается сквозь аквариум, и лишь на пару секунд в кадре появляется её грудь.
Что касается Леонида Филатова, то он, по рассказам Александра Митты, наотрез отказался раздеваться, поэтому зрители видят его укрытым до пояса одеялом. Несмотря на это, фильм вышел с маркировкой — «Детям до 16 просмотр запрещён». И даже в таком урезанном виде любовная сцена двух молодых красивых людей возмутила общественность: на «Мосфильм» посыпались гневные письма, осуждающие «разврат».
«Бриллиантовая рука»
Казалось бы, уж в этой любимой всеми комедии Леонида Гайдая всё совершенно невинно, его смотрят даже дошкольники — и хохочут вместе с родителями. А вот и нет. «Разврат» чиновники увидели в эпизоде, где героиня Светланы Светличной раздевается в гостиничном номере до купальника, а потом, повернувшись спиной к камере, расстёгивает бюстгальтер. Этого было достаточно, чтобы у Гайдая потребовали: убрать!
Хорошо, что предусмотрительный режиссёр, предвидя такое развитие событий, заранее сделал «ход конём»: в качестве финала поставил кадры ядерного взрыва. Цензоров он возмутил больше всего, вообще же они выдвинули несколько десятков претензий режиссёру.
И тогда хитрый Гайдай упёрся: ядерный взрыв оставляем, лучше уж я пожертвую эротическим танцем Светличной! И спокойно дал себя уговорить — перепуганные чиновники уже были согласны оставить что угодно, лишь бы убрать взрыв.
«Табор уходит в небо»
Романтическая история цыганки Рады и отчаянного конокрада Зобара покорила зрителей какой-то необыкновенной красотой в каждом кадре, завораживающими сценами таборной жизни, нежной музыкой.
В одном из эпизодов Светлана Тома в образе Рады выходит из реки обнажённой до пояса, улыбается и отжимает мокрые волосы. Комиссия хотела убрать эту сцену. Но тут на руку Эмилю Лотяну сыграла его репутация упрямого и вспыльчивого режиссёра: он пригрозил, что, если к картине прикоснутся ножницы монтажёра, он не приедет на премьеру.
Это был бы скандал. Цензура «Госкино» уступила. Так зрители получили возможность любоваться прекрасной цыганкой Радой.
«Маленькая Вера»
Этот фильм вышел в 1988 году, на излёте СССР, и стал настоящей «бомбой». Мало того, что герои и героини весь фильм пьют, курят, ругаются, приходят на дискотеку в мини-юбках, так они ещё и позволяют себе вступать в половые отношения! Прямо перед камерой! Прямо голыми!
Такое кино могло появиться только в то время — неустойчивое и странное. Вчерашние запреты остались позади, у людей кружилась голова от рухнувшей на них свободы и вседозволенности. На волне перестройки и гласности решено было оставить в фильме всё, как есть.
Этому помог директор киностудии Александр Хмелик — отец Марии Хмелик, написавшей сценарий. А ещё за фильм заступился Евгений Габрилович — уважаемый кинодраматург. Он убедил комиссию в том, что режиссёр Василий Пичул показал жизнь современной молодёжи, как она есть: правдиво, ничего не приукрашивая. Как раз в тот момент строгие идеологические ограничения в искусстве теряли свои позиции, в моду входили смелость и откровенность.
Правда, наказание за «излишнюю» смелость всё же последовали: во-первых, Пичула оштрафовали за перерасход казённой плёнки (он снял две серии вместо разрешённой одной), во-вторых, съёмочную группу лишили зарплаты и гонораров за вторую серию. Она же не была включена в смету!