Илзе Лиепа: «Кармен» после Плисецкой, ранний успех и долгожданное материнство
На сцене — с детства
Уже маленькой девочкой Илзе Лиепа точно знала, кем будет: конечно, балериной! Ведь она из тех детей, что выросли за кулисами. Имя отца, Мариса Лиепы, знаменитого артиста балета, гремело по всему миру, а мама, Маргарита Жигунова, играла на сцене Московского драматического театра имени Пушкина. А уж после того, как в пять лет Илзе впервые приняла участие в отцовском спектакле «Мадам Баттерфляй», она ещё больше уверилась: её место здесь, на сцене, среди порхающих балерин.
«Твоё детство кончилось»
За внешней лёгкостью балета скрывается огромный напряжённый труд. И Марис Лиепа внушал это своим детям — Илзе и Андрису — с самого раннего детства. Балет — это служение, повторял он. А когда девятилетняя Илзе поступила в балетную школу, отец сказал слова, запомнившиеся ей на всю жизнь: «Твоё детство кончилось». Впрочем, как рассказывала балерина в интервью «Комсомольской правде»: «Никакой обиды из-за рано ушедшего детства мы с братом не чувствуем. Сейчас, когда я сама стала мамой, понимаю, что ребенок должен быть занят, это самый важный принцип воспитания. Безделье для ребенка — плохо».
Развод родителей
Окончив Московское хореографическое училище, Илзе начала танцевать в кордебалете Большого театра. Правда, принять туда девушку согласились лишь после того, как её отец написал заявление об уходе. То время Илзе вспоминает с грустью: родители расстались, прожив вместе двадцать два года, разрушился привычный тёплый мир, в котором она росла. Видеться с отцом приходилось тайком от мамы — она не позволяла. Илзе и Марис Эдуардович всё же находили возможности встречаться — они не могли друг без друга. И для Илзе отец оставался лучшим другом и кумиром до своих последних дней. Его не стало в 1989 году.
Первая «Кармен» после Плисецкой
К тому времени Илзе уже стала солисткой Большого театра. На своём первом творческом вечере она танцевала для своих зрителей вместе с братом, а потом такие вечера стали в её репертуаре постоянными. Особенно понравилась поклонникам её «Кармен-сюита» — Лиепа стала первой балериной, решившейся на эту постановку после легендарной Майи Плисецкой. Её тепло принимали и за рубежом, восторженно аплодируя как классическим, так и современным номерам.
Театр и кино
Необычайно утончённую и элегантную балерину заметили и кинематографисты. Илзе сыграла в фильме «Блистающий мир» по роману Александра Грина. Потом были и другие роли — в картинах «Детство Бемби», «Михайло Ломоносов», «Лермонтов»... Казалось, Илзе сознательно загружает себя работой, не оставляя времени для тяжёлых мыслей из-за расставания родителей. Возможно, именно такая загруженность и помогла ей тогда справиться с ситуацией. Успевала она и играть в драматических спектаклях — например, в пьесе «Ваша сестра и пленница» она появилась в образе Марии Стюарт. И настолько хорошо справилась с задачей, что получила «Хрустальную Турандот». А за роль Екатерины в спектакле «Сон императрицы» Илзе Лиепа удостоилась театральной премии «Чайка».
Первый брак — две творческие личности
За что бы ни бралась Илзе — везде она добивалась успеха. И, когда она вышла замуж за скрипача Сергея Стадлера, окружающие были уверены: балерина будет счастлива в браке, ведь у неё неизменно получается всё. Но пара вскоре рассталась. Оказалось, что двум творческим личностям в браке бывает тесно. Каждый стремился реализоваться в своём деле — отдельно от своей «половинки». Каждый был сосредоточен на карьере. После развода, впрочем, Илзе и Сергей сохранили тёплые отношения. А вот со вторым мужем у неё получилось совсем иначе.
Долгожданная дочь
Они познакомились, когда Илзе снималась для рекламы минеральной воды. Владислав Паулюс, топ-менеджер международной компании, произвёл большое впечатление на балерину. В 1999 году они стали мужем и женой. Илзе по-прежнему всё время отдавала балету. Довольно долго у них не было детей. Не секрет, что перед балеринами часто встаёт выбор: или профессия, или ребёнок. Илзе стала мамой в сорок шесть лет. Дочку назвала Надеждой, девочка стала для неё долгожданной радостью и счастьем. И с балетом расставаться не пришлось: Илзе, привыкшая к строгой самодисциплине, уже через три месяца после родов вышла на сцену — в спектакле «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе.
Громкий развод
А вот с Владиславом Паулюсом они расстались — спустя 14 лет после свадьбы. И развод получился весьма скандальным. Илзе избегала комментировать произошедшее, но один за другим следовали судебные процессы, и в прессе стали появляться подробности. Как выяснилось, Илзе стремилась оставить трёхлетней дочке фамилию Лиепа, но Паулюс добился того, чтобы в документах Надежды фигурировала его фамилия. Балерина признавалась в интервью, что считает этот брак своей «роковой ошибкой», и добавляла, что, по её мнению, у Паулюса в отношении неё были корыстные цели. Обида была настолько сильна, что Илзе запрещала бывшему мужу видеться с дочкой, а он в отместку не давал своего разрешения на поездки Нади с мамой за границу.
«Балерины очень любят булочки»
И снова на помощи пришла работа — настоящей радостью и способом забыть неприятности стала Школа-студия Илзе Лиепы. Кроме того, балерина создала свою студию пилатеса. Соединив известные методики и добавив к ним собственные разработки, Илзе издала книгу «Метод Лиепа». Вспомнив все сказки, которые она придумывала ещё во время беременности и потом, когда Надя была маленькой, Илзе выпустила ещё одну книгу — «Театральные сказки». На вопрос журналистов «Комсомольской правды» — о чём эти сказки? — балерина ответила: «Обо всем, что происходит в театре. Как юбочка влюбилась в колет — это мужской сценический костюм. Про занавес, который хотел дружить с кулисой. О котах, поссорившихся со сценическими машинами. А ещё там есть сказка, которая называется "Булочки". Из нее можно узнать, что балерины очень даже любят булочки!»
Она сохранила превосходную форму, летом 2021 года дала большой гала-концерт, вместе со своим братом, Андрисом, много делает для развития хореографического искусства, активно участвуя в работе Фонда имени их отца, Мариса Лиепы. А её дочь, 11-летняя Надя, конечно, занимается балетом, — как мама.