«Играла жизнь и праздник»: трагедия Елены Майоровой
Начало
Елена Майорова прилетела в столицу из Южно-Сахалинска (из этой дали иногда кажется, что никакой Москвы вовсе не бывает) и подала документы во все основные театральные вузы. Высокую девушку с отчетливым дальневосточным говором не приняли никуда, и она невозмутимо отправилась в ПТУ, получать профессию изолировщицы труб. На производственной практике обматывала трубы стекловатой, закрепляла конструкцию металлической стекой, бетонировала.
Потом, уже став известной актрисой, смеялась: если что, не пропаду, пойду в изолировщицы. Портрет Елены долго висел в фойе училища – она окончила его с отличием.
Туфли от Табакова
На следующий год в ГИТИС набирал курс Олег Табаков, и непохожая ни на кого Майорова поступила. Студенты этого набора гениальничали с первого курса, свысока – как табаковцы – посматривали даже на старшекурсников. Педагоги хвалили Лену, она избавилась от говора, снялась в кино – в эпизоде, но в фильме «Вам и не снилось». Табаков по-отечески любил своих студентов, и старался из каждой заграничной поездки привезти им какую-нибудь одежду – в эпоху тотального дефицита это было бесценно. Для Майоровой он всегда искал обувь: на ее 41,5 размер в Москве туфли было не достать. Олег Табаков привозил для Майоровой туфли 41,5 размера.
Олег Павлович советовал своим студенткам искать московских женихов, чтобы точно избежать распределения в провинцию. По слухам, Елена вышла замуж за однокурсника Владимира Чаплыгина отчасти поэтому. Этот студенческий брак закончился через три месяца – Чаплыгин съехал из актерского общежития обратно к маме.
Открылась дверь, вошёл он
Окончив ГИТИС, Майорова отыграла сезон в «Современнике», а потом ушла во МХАТ, к Олегу Ефремову. Олег Николаевич выделял Елену, ценил ее темперамент и неподдельный, редкой пробы талант. Во МХАТе она стала одной из самых востребованных актрис. И ее все чаще стали приглашать сниматься в кино.
А личная жизнь никак не складывалась. Однажды Майорова сидела в гостях у подруги в своем актерском общежитии и полушутя жаловалась на судьбу. «Эх, и не говори! Перевелись мужик!», — поддакивала подруга. «А ты знаешь, мне кажется, что он уже где-то рядом, — Елена вдруг стала серьезной. – Сейчас откроется дверь, и он войдет!»
Они стали удивительной парой. Майорова говорила: «У меня нет детей, но Сережа у меня вместо ребенка». Они дополняли друг друга: инфантильный, доверчивый, мягкий сын генерала и жесткая, сильная дочка сахалинского рабочего мясокомбината. Когда генерал Шерстюк умер, главой семьи стала Лена. Картины Сергея не продавались, но он как-то об этом и не думал. Лена свято верила в его гениальность, и тащила на себе огромный воз работы, чтобы муж мог спокойно творить, а свекровь ни в чем не нуждалась.
Игра в жизнь
Зрители обожали роли Майоровой в «Затерянном в Сибири» Александра Митты и «Макарове» Владмира Хотиненко, приходили в восторг от Иры Санько в «Одиноким предоставляется общежитие», а она все время решала какие-то сложные бытовые проблемы, а иногда не знала, чем заплатить за квартиру...
Напряжение нарастало, сжималось внутри, как пружина. Поползли слухи о странных поступках Елены: она как будто заигрывала со смертью, то разгуливая по крыше, то свешиваясь в распахнутую дверь поезда, который мчался на огромной скорости. От алкоголя становилось легче, и актриса все чаще устраивала эти посиделки вдвоем с бутылкой.
Татьяна Догилева, близкая подруга Майоровой, хорошо понимала, что Елена идет по самому краю пропасти. Она просила: «Ленка, не пей. Не пей хотя бы полгода! Тебе нужен доктор».
Над артисткой Еленой Майоровой как будто намертво повисла тяжелая серая туча. Все было не то и не так. «Мне надоело играть барышень», — тоскливо признавалась она. Олег Табаков потом говорил: «Роли, которые она играла в Художественном театре, были роли "хорошо одетых женщин". А ее знание, ее трагический талант призваны были рассказывать о другом. Слишком малую толику боли она вынула из себя...».
И еще Табаков добавил – она еще с института как будто не жила, а играла жизнь, инсценировала вечный праздник.
Последняя любовь мэтра
Денег не было, работа не радовала. Жизнь выкидывала чудные коленца: Олег Ефремов начал ухаживать за актрисой, сделал ей предложение. Майорова стала последней любовью мэтра. Елена предложения не приняла: «Вы что? Я люблю мужа!» После этого Олег всегда гонял ее на репетициях в хвост и в гриву. Актриса часто плакала: роль Маши из «Трех сестер», за которую ее так хвалили в молодости, теперь никак не удавалась. «Я не актриса!» — рыдала она. Так прошел год.
Однажды Елена отправила мужа на дачу: очень хотела поехать с ним, погулять в лесу, но заболело горло. В тот день она долго болтала по телефону с Татьяной Догилевой, а потом вдруг захандрила. Пыталась дозвониться мужу, писала партнеру по съемкам в последнем фильме: «Приезжай, мне плохо», — просила приехать свою преданную поклонницу... Никто приехать не смог.
Горло ужасно болело, и она вспомнила: раньше ангину лечили керосином. В доме была антикварная керосиновая лампа. Елена стала переливать из нее керосин и уронила несколько капель на шифоновое платье. Вышла в подъезд покурить, чиркнула спичкой. Платье вспыхнуло. Живым факелом Елена бросилась по лестнице вниз, пересекла дворик и вбежала в фойе Театра Моссовета: неосознанно она искала помощи у своих. В Институт Склифосовского ее привезли 85% ожогом. Врачи были бессильны – Елена умерла в тот же день.
После смерти Сергей, ее мягкий, уступчивый муж вдруг проявил железный характер. Он твердо знал, что жить без Елены не хочет и не будет, и, когда врачи обнаружили у него онкологическое заболевание, лечиться отказался наотрез. Без жены он прожил ровно девять месяцев, и несколько раз говорил друзьям, как жалеет, что не смог стать для нее опорой, той самой каменной стеной. «Но другим она тебя и не любила бы», — говорили друзья.
Сергей с трудом держал в руках кисть, но смог дописать свою последнюю картину «Ты и я».
Фото: Legion-media