«Идеальный спившийся интеллигент»: Георгий Бурков ушёл непонятым и недооценённым
В 6 лет чуть не умер — спасла мама
Георгий родился в 1933 году в Перми. Его отец работал главным механиком на машиностроительном заводе, а мама была домохозяйкой. Они души не чаяли в сыне, особенно после круиза по Волге, во время которого шестилетний Жора заразился брюшным тифом и долго болел. Пришлось даже делать операцию, но даже после нее мальчику не становилось лучше. Спасла его мама. Мария Сергеевна под свою ответственность увезла сына из больницы. Дома она поила его травяными отварами, и это помогло: врачи считали Жору безнадежным, а он выздоровел.
Актёр-любитель
В артисты он пошел не сразу, хотя с детства много читал и любил театр. Дело в том, что у Буркова был дефект речи — он говорил немного невнятно. Поэтому юноша поступил не в театральный, а на юрфак. И все же любовь к искусству его не отпускала: он играл в студенческих спектаклях, занимался в студии при драмтеатре. И вот что интересно: стоило ему выйти на сцену, как его дикция становилась совершенно внятной и четкой. Будто говорил другой человек! Скоро, поняв, что юристом ему не быть, он бросил институт. Выступал в пермском театре как любитель. Здесь его и заметил Борис Львов-Анохин — режиссер московского театра, приехавший в Пермь с труппой на гастроли.
Сорвал свой первый спектакль в Москве
32-летний Бурков очень понравился и Львову-Анохину, и всему худсовету, выступить перед которым его пригласили. Все очень удивились, узнав, что у него нет актерского образования. И предложили приехать в столицу, пообещав ввести в новый спектакль. Это был прекрасный шанс. Только Жора его чуть не упустил. Накануне премьеры к нему в гости приехал друг, и они допоздна просидели за столом, отмечая встречу. На спектакль он не явился. Директор театра пришел в бешенство и решил его уволить. Но Буркова снова выручил Львов-Анохин: он уговорил директора оставить Георгия на испытательном сроке, без зарплаты. И несколько месяцев сам выплачивал начинающему актеру зарплату, из своего кармана. Бурков доказал, что тот «загул» был случайным, и что он справляется с самыми сложными ролями. Но за ним надолго закрепилась слава «странного провинциала».
Рязанов и роли алкоголиков
Когда Буркова впервые увидел Эльдар Рязанов, он пришел в восхищение: «У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента!». И снял его в своем «Зигзаге удачи». Фотограф-алкоголик Петя, переводящий любую сумму в количество бутылок спиртного, сразу запомнился и понравился зрителям. Помните — «На эти деньги ты можешь купить 3484 пол-литры, и у тебя ещё остаётся 92 копейки на закусь. Если ты будешь пить по литру в день, знаешь на сколько хватит? На пять лет!». Рязанов стал крестным отцом актера в мире кино, сняв его в нескольких своих фильмах. И везде он играл пьющих персонажей. Но даже в таком образе оставался привлекательным и симпатичным: по мнению Рязанова, в нем было мощное «положительное обаяние».
«Ромео и Джульетта» — поженились наперекор родителям
Своим обаянием он сразил и будущую жену — актрису театра им. Станиславского Татьяну Ухарову. Они играли вместе в спектакле, потом подружились, и так общались до тех пор, пока Бурков не решился сделать Татьяне предложение. Она согласилась, а вот ее родители были резко против: как раз в то время газеты писали о маньяке, нападавшем в Москве на девушек, и все его приметы, по странному стечению обстоятельств, один в один совпадали с обликом Буркова. Родителей это настораживало. И все же молодые отправились в загс — Тане для этого пришлось уйти из дома в чем была. Там выяснилось, что и приехавшая из Перми мама Буркова тоже не хочет видеть Татьяну своей невесткой: маленькая, худенькая девушка с косичками шокировала ее своим видом, она сказала сыну: «Такая тебе даже ребенка не родит!». После чего сразу уехала обратно. В общем, обе семьи отказались поддерживать молодоженов. Жилось им бедно, но они чувствовали себя счастливыми. Особенно, когда Татьяна родила дочку Машу.
«Замечательный муж и отец»
Зрители продолжали считать артиста Буркова пьяницей — ведь так убедительно играл алкоголиков в кино! А жена рассказывала потом о нем совсем другое: «Он был замечательный муж и отец, со всех съемок всегда стремился домой. Даже есть мог только дома — рестораны и кафе терпеть не мог. Да, любил выпить, и я часто на него за это сердилась, но сейчас все те мои переживания кажутся смешными».
Философ и друг Шукшина
Настроенные посмеяться над байками и шутками веселого актера зрители приходили на его концерты. И были в замешательстве: на сцене перед ними был совсем не тот человек, которого они ожидали увидеть. Георгий Бурков, начитанный и интеллигентный умница, поражал их своими глубокими философскими рассуждениями. А еще он был очень доверчивым, чувствительным и ранимым. Если дружил — то самозабвенно, от всей души. Такой была его дружба с Василием Шукшиным: они познакомились, когда Шукшин снимал «Печки-лавочки», и прониклись огромной взаимной симпатией. Очень нравилась Буркову и другая картина Шукшина, «Калина красная», мы уже рассказывали, почему этим фильмом остались недовольны воры в законе. Потом Шукшин и Бурков вместе снимались в фильме «Они сражались за Родину». На съемках этой картины Шукшин умер. Именно Бурков узнал об этом первым: он зашел пригласить Василия Макаровича на кофе, а тот уже не дышал. Смерть друга стала для Буркова огромным ударом. Он буквально растворился в этом горе. Без устали рассказывал о Шукшине журналистам, планировал открыть культурный центр его имени...
«Боюсь остаться непонятым»
Не сложилось. Летом 1990 года Георгий Иванович у себя дома упал, потянувшись за книгой, и сильно ударился бедром. Сложный перелом, затем оторвавшийся тромб... А ведь все это произошло тогда, когда у него появилась надежда сыграть, наконец, серьезную философскую роль, о которой он давно мечтал: Эльдар Рязанов пригласил Буркова в свои «Небеса обетованные». Не успел. Георгий Иванович вел дневник, и среди множества записей там была такая: «Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным. Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность, и я стану рядовым комиком... Хочу быть независимым, хочу быть свободным от ученичества и заискиваний перед кем бы то ни было! Хватит... В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета... Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу всё!.. Но в театре всё рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня».
На просмотре этого фильма зрители, потрясенные игрой Буркова, вставали и аплодировали, не сдерживая рыданий. В картине «Профессия — следователь» он сыграл полковника милиции. Шукшин собирался снять друга в своем новом фильме о Степане Разине, но не успел. Однако для большинства зрителей Георгий Бурков так и остался недалеким пьянчужкой из рязановских комедий. Произошло то, чего он боялся: актер остался непонятым, непрочитанным.