Харассмент в советском кино: каким актрисам отказ режиссёру стоил карьеры?
Иван Пырьев и его жертвы
Если бы во времена СССР существовало движение #metoo, то Иван Пырьев определенно был бы тогдашним Харви Вайнштейном. Домогательства режиссера и отказы ему стоили карьеры не одной актрисе, разрушив им судьбы. Да что там, в черный список после развода попала даже бывшая жена Пырьева. Он считался всесильным и активно пользовался своим реноме.
Екатерина Савинова
Звезда фильма «Приходите завтра», сыгравшая голосистую Фросю Бурлакову, хлебнула, что называется, полной мерой. Казалось бы, после участия в фильме «Кубанские казаки» актрису ждал успех. Но глаз на Екатерину во время съемок положил режиссер. Как-то раз Пырьев пригласил актрису «поработать над ролью». Но провинциалка Савинова искренне не понимала намеков, пока режиссёр прямо не пригласил ее в гости. Екатерина залепила Пырьеву в ответ пощечину, да на людях, чем практически похоронила свою карьеру. Актриса уже была утверждена на две главные роли, как их вдруг отдали другим ее коллегам.
Отказы продолжались десять лет, пока её муж, Евгений Ташков, не снял Екатерину в фильме «Приходите завтра». Эта роль осталась единственной главной в фильмографии актрисы, но ее оказалось достаточно для всенародной славы и любви. У судьбы злые шутки. Именно на съемках «Приходите завтра» Екатерина Савинова, выпив сырое молоко, заразилась бруцеллезом. Когда она поняла, что выздороветь не удастся, актриса покончила с собой, бросившись под поезд. Ей было 43 года.
Людмила Марченко
Актрису называли советской Одри Хепберн, настолько красивой она была. Пырьев, конечно же, устоять не мог и предложил Марченко делить постель в обмен на главные роли в будущих фильмах. 19-летняя актриса побоялась сказать ему «нет». Они стали любовниками. Говорили даже, что режиссер по-настоящему влюбился в свою протеже, снял для нее квартиру, не скупился на подарки... Однако Людмила встретила студента МГИМО, влюбилась и прекратила отношения с Пырьевым, ответив на его предложение руки и сердца отказом... Вновь сниматься Марченко начала лишь после его смерти.
Ия Арепина
Звезда актрисы зажглась после выхода на экраны фильма «Капитанская дочка». У нее было много предложений самых разных ролей. Но девушке не повезло, что сам Пырьев воспылал к ней страстью. Рассказывали, что режиссер просто не давал Ие проходу. Арепина не только отказала Пырьеву, но также отказалась от роли в его фильме и написала жалобу за домогательства. Но, конечно же, у именитого режиссера нашлось достаточно покровителей, чтобы заступиться. А Ию назвали скандалисткой. И, якобы, по этой причине режиссеры не давали ей главные роли, а снимали лишь в эпизодах. Только спустя 14 лет Василий Шукшин дал ей яркую заметную роль в фильме «Калина красная».
Марина Ладынина
Актриса познакомилась с Иваном Пырьевым на съемках картины «Вражьи тропы». В 1936 году они поженились. Как жена режиссера Ладынина сыграла свои самые известные роли в фильмах «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и многих других, снятых мужем. Ее обожала публика и даже сам Иосиф Сталин. Но все закончилось, когда Пырьев влюбился в актрису Лионеллу Скирду, которая была на 37 лет младше него. Ладынина не хотела отпускать мужа, устраивала сцены и закатывала истерики. В итоге Пырьев всё же ушел от нее. А заодно внес в черный список. В 1954 году Ладынина сыграла в своем, по сути, последнем фильме «Испытание верности» и практически пропала с экранов. Так Пырьев расправился даже с собственной женой.
Вера Васильева
Актриса поведала о домогательствах со стороны режиссера Ивана Пырьева, снявшего ее в своем фильме «Сказание о земле Сибирской» в своей автобиографии. 22-летняя актриса получила за свою роль Сталинскую премию, а Пырьев посчитал, что имеет право требовать за это «благодарности». По словам Васильевой, после премьеры ленты он пригласил девушку в гостиничный номер и потребовал отблагодарить его за успех и славу. Она сбежала.
Анализируя этот случай в своей книге, Вера Васильева назвала приставания Пырьева «безумной ошибкой» и «привычным поведением всех людей», работающих в этой индустрии. А соответственно, были и другие жертвы других кинематографистов.
Елена Антоненко
Актриса неоднократно сталкивалась с непристойными предложениями от разных известных и влиятельных мужчин. Она была утверждена на главную роль в фильме Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Но, отвергнув приставания режиссера, Антоненко ее лишилась.
Она считала Олега Табакова своим наставником. Но тот, в бытность свою директором театра, уволил Елену Антоненко. Когда актриса, совершенно раздавленная, нашла в себе силы для того, чтобы попросить встречи с ним, Табаков, приняв Антоненко в своем кабинете, сделал ей непристойное предложение.
Елена должна была приступить к съемкам в фильме «Наше призвание», но режиссер Геннадий Полока начал делать недвусмысленные намеки, а получив отказ, прямо во время съемок попросил Елену отдать костюм другой актрисе...
Евгения Филонова и Борис Голубовский
Филонова считалась одной из самых красивых советских актрис, однако ее биография насчитывает всего пять картин, в одной из которых — «Снегурочке» — она сыграла главную роль.
За девушкой ухаживал режиссер Театра им. Гоголя Борис Голубовский. О том, что взамен на роли он требует от актрис благодарности в виде определённых услуг, знала вся театральная Москва. Замужняя Филонова предсказуемо отвергла домогательства режиссера. Голубовский разозлился настолько, что уволил актрису. Евгении удалось восстановиться в театре после того, как она написала жалобу в вышестоящие инстанции, но заметных работ в творчестве артистки больше не было — ни в театре, ни в кино.
Наталья Кустинская и Юрий Чулюкин
Режиссер влюбился в актрису с первого взгляда. Он пригласил ее в свой фильм «Три плюс два» и позвал замуж. Однако Чулюкин оказался настолько ревнив, что в дальнейшем отказывался утверждать жену в своих проектах, а другие режиссеры, наслышанные о его характере, тоже не спешили предлагать работу Кустинской. Поняв, что из-за любимого человека лишилась карьеры, актриса подала на развод, но вернуться в первую обойму ей уже не удалось.
Наталья Варлей и Леонид Гайдай
О вполне ясных намеках со стороны прославленного режиссера Наталья Варлей рассказала в своих мемуарах. Во время съемок «Кавказской пленницы» группа отмечала день рождения Александра Демьяненко. По окончании вечеринки Варлей шла в свой номер в сопровождении Гайдая, который вместе с супругой, Ниной Гребешковой, занимал соседний. Однако Леонид Иович проследовал в номер Натальи и попытался ее поцеловать. Актриса смогла выставить его за дверь, а «в наказание» режиссер лишил ее голоса — роль Нины переозвучила Надежда Румянцева, а песню о медведях спела Аида Ведищева, хотя никакой необходимости в этом не было. Светлана Светличная поддержала коллегу и сказала, что внимание к ней режиссера Леонида Гайдая на съемках иногда было излишним.
Елена Майорова и Олег Ефремов
В начале 1980-х Елена Майорова поступила во МХАТ к Олегу Ефремову и переиграла в этом театре множество ярких ролей. Ефремов ее буквально боготворил, а потом... влюбился и в 1986 году сделал ей официальное предложение руки и сердца. Но Майорова Ефремову отказала, чем потрясла его до глубины души. Очевидцы рассказывали, что поначалу он возненавидел Елену и вымещал свой гнев на репетициях – срывался, ругался на чём свет стоит, но потом постепенно остыл.