Грустный и серьезный главный по комедиям в СССР. Леонид Гайдай
Фамилию великого комедийного режиссера знают даже самые младшие, такие далекие от СССР поколения, над его картинами смеются даже пересматривая их в сотый раз. Кажется, люди могут выключить звук и говорить реплики самостоятельно – так любимы и засмотрены до дыр ленты Гайдая. Режиссер был особым явлением для кинематографа и делал такие комедии, которые до сих пор повторить никто не может.
О том, в чем секрет невероятной популярности комедий Гайдая, гадали многие, но получить ответа так и не смогли. Его супруга актриса Нина Гребешкова рассказывает, что неоднократно спрашивала: «Как же так получается? Ведь никто так не делает!». «Почему же, — отвечал супруг, — Я делаю». Что именно он делает, режиссер и сам так никогда и не смог объяснить.
Известно только, что Гайдай давал актерам полную свободу, не выключал камеру после сыгранного эпизода и со словами: «Дальше, дальше» и как бы побуждал творческий коллектив импровизировать, домысливать, шутить.
Актеры так заводились удачными поворотами сценария, что сами с удовольствием продолжали хохмить, из чего часто выходили неожиданные реплики, попадавшие в кино. Гайдай не раз отмечал, что считает актеров соавторами и всегда благодарен им.
Первые красавицы
Сниматься у легендарного режиссера хотели все. Прочитав уморительный сценарий, ни одна звезда не могла отказаться от роли. Первых красавиц Союза – Селезневу, Варлей, Светличную – показывал именно Гайдай. Только у него – строгого и серьезного, не позволяющего себе ничего лишнего, целомудренные советские актрисы раздевались до купальников, а Светлана Светличная даже согласилась на маленький комичный стриптиз.
Но Гребешкова никогда не ревновала. Она была предана супругу, верила ему безоговорочно, но не всегда правильно понимала.
Сама Нина Павловна рассказывала, что чувство юмора у главного комедийного режиссера было специфическим и не всем понятным. Когда он сделал ей предложение, совсем юная актриса подумала, что он шутит. А когда на следующий день Гайдай строго спросил взяла ли она паспорт, была обескуражена: уверенная, что он шутил, паспорт она, конечно, не взяла.
Война
Мало кто знает, что знаменитый режиссер, имя которого стало нарицательным, грезил стать актером. Он родился в городке Свободный, на самом караю страны, на границе с Китаем, но в более взрослом возрасте семья переехала в Иркутск. Там мальчик познакомился с театром, там получил свое первое профессиональное образование – театральное.
Однако актером так и не стал: война не пощадила мастера. С нее он вернулся с инвалидностью, сильно хромал, да и внешность его считалась не самой актерской.
Серьезный Гайдай
Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование. Первым кинофильмом — дипломной работой выпускника ВГИКа - была серьезная лента, от которой сегодня мало что осталось.
Однако известно, что некоторые сцены из нее как будто предваряют сюжеты из картин Гайдая: вот автомеханик-передовик, как будто черновой вариант приятеля Шурика из «Кавказской пленницы» - на его легендарной больничной машине. Далее кадры с тремя рыбаками, подозрительно напоминающими знаменитую троицу — Труса, Бывалого и Балбеса – Вицина, Моргунова и Никулина...
И все же его первой сатирической лентой был «Жених с того света». Мало кто знает, что после цензуры от фильма едва осталась половина, большую часть фрагментов переозвучили, а начинающего режиссера чуть не лишили возможности работать в стране. Чтобы все же снимать, он создал идеологическую картину «Трижды воскресший», которой стеснялся всю жизнь. Но именно она стала пропуском в большое кино.
Сам в кадре
Далее был «Пес Барбос...», новеллы О. Генри, а потом Гайдай разогнался и увидел советскую действительность смешной по-доброму, про людей и их нравы и совсем без политики. В своем последнем интервью он скажет, что даже безобидные всеми любимых кинофильмы приходилось резать и переозвучивать, такой строгой была цензура. Но так сильно, как первую работу, уже никакой фильм не резали.
Он сам редко появлялся в кадре. Разве что запомнился зрителям в качестве продавца накладных на 12 стульев. Известно также, что «бриллиантовая рука», которая в одном из эпизодов показывает Никулину фигу – это и есть рука мастера.
Слишком много курил...
Одной из последних работ Леонида Гайдая стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». В одном из своих интервью он рассказывает о съемках и представляет малоизветсного, еще совсем неузнаваемого молодого актера – Дмитрия Харатьяна, которому пророчит большое будущее.
В последние годы жизни у режиссера открылось и уже не заживало боевое ранение. Кроме того, Гайдай много курил, из-за чего имел неприятности с дыхательной системой. В 1993 году он попал в больницу с воспалением легких, и ушел из жизни не возвращаясь домой – от тромбоза легочной артерии.
У режиссера осталась вдова, чтящая его память, дочь Оксана и внучка Оля.
Фото: legion-media.ru; kino-teatr.ru