Грустный и серьезный главный по комедиям в СССР. Леонид Гайдай

Он мечтал стать актером, но был вынужден встать по ту сторону камеры, он так сложно шутил в жизни, что Гребешкова не поверила, что он зовет ее замуж, он не давал интервью и считал каждого актера соавтором, действительно жил на одну зарплату и не мог, не умел хвалиться.
Грустный и серьезный главный по комедиям в СССР. Леонид Гайдай

Фамилию великого комедийного режиссера знают даже самые младшие, такие далекие от СССР поколения, над его картинами смеются даже пересматривая их в сотый раз. Кажется, люди могут выключить звук и говорить реплики самостоятельно – так любимы и засмотрены до дыр ленты Гайдая. Режиссер был особым явлением для кинематографа и делал такие комедии, которые до сих пор повторить никто не может.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

О том, в чем секрет невероятной популярности комедий Гайдая, гадали многие, но получить ответа так и не смогли. Его супруга актриса Нина Гребешкова рассказывает, что неоднократно спрашивала: «Как же так получается? Ведь никто так не делает!». «Почему же, — отвечал супруг, — Я делаю». Что именно он делает, режиссер и сам так никогда и не смог объяснить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известно только, что Гайдай давал актерам полную свободу, не выключал камеру после сыгранного эпизода и со словами: «Дальше, дальше» и как бы побуждал творческий коллектив импровизировать, домысливать, шутить.

Актеры так заводились удачными поворотами сценария, что сами с удовольствием продолжали хохмить, из чего часто выходили неожиданные реплики, попадавшие в кино. Гайдай не раз отмечал, что считает актеров соавторами и всегда благодарен им.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые красавицы

Сниматься у легендарного режиссера хотели все. Прочитав уморительный сценарий, ни одна звезда не могла отказаться от роли. Первых красавиц Союза – Селезневу, Варлей, Светличную – показывал именно Гайдай. Только у него – строгого и серьезного, не позволяющего себе ничего лишнего, целомудренные советские актрисы раздевались до купальников, а Светлана Светличная даже согласилась на маленький комичный стриптиз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Гребешкова никогда не ревновала. Она была предана супругу, верила ему безоговорочно, но не всегда правильно понимала.

Сама Нина Павловна рассказывала, что чувство юмора у главного комедийного режиссера было специфическим и не всем понятным. Когда он сделал ей предложение, совсем юная актриса подумала, что он шутит. А когда на следующий день Гайдай строго спросил взяла ли она паспорт, была обескуражена: уверенная, что он шутил, паспорт она, конечно, не взяла.

Война

Мало кто знает, что знаменитый режиссер, имя которого стало нарицательным, грезил стать актером. Он родился в городке Свободный, на самом караю страны, на границе с Китаем, но в более взрослом возрасте семья переехала в Иркутск. Там мальчик познакомился с театром, там получил свое первое профессиональное образование – театральное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако актером так и не стал: война не пощадила мастера. С нее он вернулся с инвалидностью, сильно хромал, да и внешность его считалась не самой актерской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серьезный Гайдай

Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование. Первым кинофильмом — дипломной работой выпускника ВГИКа - была серьезная лента, от которой сегодня мало что осталось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако известно, что некоторые сцены из нее как будто предваряют сюжеты из картин Гайдая: вот автомеханик-передовик, как будто черновой вариант приятеля Шурика из «Кавказской пленницы» - на его легендарной больничной машине. Далее кадры с тремя рыбаками, подозрительно напоминающими знаменитую троицу — Труса, Бывалого и Балбеса – Вицина, Моргунова и Никулина...

И все же его первой сатирической лентой был «Жених с того света». Мало кто знает, что после цензуры от фильма едва осталась половина, большую часть фрагментов переозвучили, а начинающего режиссера чуть не лишили возможности работать в стране. Чтобы все же снимать, он создал идеологическую картину «Трижды воскресший», которой стеснялся всю жизнь. Но именно она стала пропуском в большое кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам в кадре

Далее был «Пес Барбос...», новеллы О. Генри, а потом Гайдай разогнался и увидел советскую действительность смешной по-доброму, про людей и их нравы и совсем без политики. В своем последнем интервью он скажет, что даже безобидные всеми любимых кинофильмы приходилось резать и переозвучивать, такой строгой была цензура. Но так сильно, как первую работу, уже никакой фильм не резали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он сам редко появлялся в кадре. Разве что запомнился зрителям в качестве продавца накладных на 12 стульев. Известно также, что «бриллиантовая рука», которая в одном из эпизодов показывает Никулину фигу – это и есть рука мастера.

Слишком много курил...

Одной из последних работ Леонида Гайдая стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». В одном из своих интервью он рассказывает о съемках и представляет малоизветсного, еще совсем неузнаваемого молодого актера – Дмитрия Харатьяна, которому пророчит большое будущее.

В последние годы жизни у режиссера открылось и уже не заживало боевое ранение. Кроме того, Гайдай много курил, из-за чего имел неприятности с дыхательной системой. В 1993 году он попал в больницу с воспалением легких, и ушел из жизни не возвращаясь домой – от тромбоза легочной артерии.

У режиссера осталась вдова, чтящая его память, дочь Оксана и внучка Оля.

Фото: legion-media.ru; kino-teatr.ru