Города и женщины Станислава Говорухина
Мог быть геологом
Однажды выпускник геологического факультета Казанского университета Станислав Говорухин увидел, как снимается кино. К тому времени он уже год проработал по профессии и ясно понял, что геология — это не его. А вот процесс создания фильма парня заворожил: на улице разворачивались декорации, кто-то носил реквизит, актеры готовились к дублям, и только один человек во всей этой суете оставался спокоен. «Я поинтересовался: "Кто это?" Мне сказали: "Марк Донской, режиссер". Я подумал: "Какая замечательная профессия!" И вот уже 44 года минуло с той поры, как я тоже оказался в кресле на съемочной площадке — сижу, покуриваю трубку, мне приносят чай, что-то шепчут на ухо, а я киваю головой... Прекрасная работа...»
Казань
Там же, в Казани, Говорухин начал осваивать новую для себя профессию. Сначала устроился на местное телевидение редактором, и хватался при этом за любую возможность попробовать себя в других качествах. Успел поработать автором программ, оператором, режиссером. Казанский период своей биографии он называет одним из самых творческих в своей карьере. И одним из самых счастливых: в эти году Станислав познакомился с невероятно красивой и талантливой актрисой драматического театра Юноной Каревой. Главная красавица Казани ответила Говорухину взаимностью, что ему невероятно польстило. Они поженились в 1961 году, тогда же на свет появился сын Сережа.
Все было прекрасно, за исключением того, что работа на казанском телевидении себя исчерпала: Говорухину хотелось большего. И в этом их планы на будущее с Юноной разнились. У нее в провинции была удачно сложившаяся карьера, признание, роли. А он хотел покорять Москву — и уехал один. «Постепенно и мне, и ей стало ясно, что дело катится к разводу. Прежние наши отношения разрушены — слишком уж надолго я оставил жену, а она, повторяю, необыкновенно красива, все мужчины города за ней ухаживали, и, разумеется, у нее появилась новая любовь...» — вспоминал Говорухин. Уже став известным режиссером, он снял Юнону в сериале «Место встречи изменить нельзя». Она по-прежнему была все так же красива.
Одесса
Диплом ВГИКа Станислав Говорухин получил, будучи уже взрослым 30-летним мужчиной. Почти сразу его пригласили работать на Одесскую киностудию, где поручили снимать фильм с заведомо слабым сценарием. Речь в картине шла об альпинистах, называлась она «Вертикаль». Говорухин понял, что это его шанс сразу проявить себя в роли самостоятельного режиссера, а не помощника или ассистента.
И сделал ход конем — пригласил на главную роль Владимира Высоцкого. Работа над «Вертикалью» всколыхнула всю киностудию: молоденькие сотрудницы сходили с ума и от хриплого голоса Высоцкого, и от харизмы Говорухина. Старше всех занятых в ленте актеров, он умудрялся чуть ли не каждый день уединяться в номере с новой поклонницей.
«Мои коллеги-монтажницы говорили мне: — Вот подожди, вернется Говорухин, обязательно в него влюбишься. — Господи, да в кого там влюбляться? Лысый, старый, некрасивый. — Ну-ну», — вспоминала Галина много лет спустя. Коллеги оказались правы: первая же встреча с Говорухиным произвела на нее такое впечатление, что выбросить его из головы она уже не могла. Казалось, он тоже проявляет симпатию, но до конкретных действий долго не доходило, пока не возник риск разлуки: Галю отправляли на картошку.
Накануне отъезда Говорухин назначил ей свидание. В Одессе на Французском бульваре случился их первый поцелуй, а за ним... снова ничего. Слухи о любовных подвигах режиссера не утихали, и в какой-то момент Галя устала страдать — и ответила на ухаживания актера Лембита Ульфсака.
Когда Говорухину доложили об их романе, он вызвал девушку на серьезный разговор и поставил вопрос ребром: «Я ждал, когда ты станешь совершеннолетней. И не форсировал событий. Сейчас ты уже взрослая. Можешь сама решить, нужен я тебе или нет». В ту ночь дверь его комнаты закрылась за ней — уже на всю жизнь. Ничего не понимающий Лембит написал ей письмо, на которое Галина не ответила. Они с Говорухиным все для себя решили.
Москва
Фильм «Вертикаль» имел бешеный успех. Станислав Говорухин воспользовался предоставленным шансом сполна и затем проработал на Одесской киностудии больше двадцати лет.
Именно здесь он снял «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанду», сериал «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят» и многие другие фильмы. В 1987 году Говорухин с семьей вернулся в Москву. Их жизнь с Галей оказалась бездетной: после перенесенного в молодости воспаления она так и не смогла забеременеть. Но с годами режиссеру удалось наладить контакт с единственным сыном от первого брака — Сергеем.
Он тоже закончил ВГИК, только не режиссерский, а сценарный факультет. А в 90-е отправился в Чечню и Афганистан военным корреспондентом. Здесь Сергей потерял ногу и приобрел бесценный опыт. Когда Станислав Говорухин попробовал покритиковать первые режиссерские работы сына, тот коротко ответил: «Ты что же думаешь, что являешься моим любимым режиссером?» Больше Говорухин-старший свои советы не предлагал.
В 2011 году жизнь Сергея трагически оборвал инсульт. Несколько дней, пока врачи боролись за жизнь его сына, режиссер регулярно дежурил в больнице. Спустя два года после кончины Сергея умерла и его мать, Юнона Карева.
Семья Говорухина была всегда — трое внуков и преданная Галя. Он продолжал снимать фильмы, хотя когда-то считал, что режиссеру создать шедевр после шестидесяти — невозможно. Тем не менее, картину «Конец прекрасной эпохи», вышедший в 2015 году, Говорухин назвал своей лучшей работой. После которой он передумал уходить из большого кино.
Но, как говорится, человек предполагает... Станислав Говорухин скончался 14 июня 2018 года.