Главный новогодний режиссёр страны. Жизнь и любимые женщины Эльдара Рязанова
Неожиданный поворот судьбы
Обворожительная Леночка Крылова, нерешительный Лукашин, несчастный Новосельцев — мы могли никогда о них не узнать, если бы в 1944 году недавний школьник Эльдар Рязанов исполнил свою мечту детства и стал мореплавателем. К счастью, никто не ответил на письмо, которое он отправил в Одесское мореходное училище. Чтобы не терять год после школы, Рязанов вместе с другом подал документы во ВГИК. Он совсем не планировал становиться режиссером — но так распорядилась жизнь.
Документалист
Эльдар стал одним из самых молодых студентов-режиссеров. Руководитель курса Григорий Козинцев даже хотел отчислить Рязанова после года учебы, ссылаясь на его молодость и неопытность. Но закончить ВГИК ему все-таки удалось.
Из стен института Рязанов вышел с оценкой «отлично» за дипломный фильм «Они учатся в Москве». Его соавтором была однокурсница Зоя Фомина — первая любовь режиссера. «Они начали писать друг другу, еще учась в институте, в 1947 году, когда порознь проходили практику на "Ленфильме". Эти письма пропитаны эротикой. Папа просто умирал от любви, сначала не очень еще разделенной», — рассказывала дочь Рязанова Ольга. Зоя была старше на три года, умна и самодостаточна. Для Эльдара она стала не просто любимой женой и мамой его ребенка, но и профессионалом, к мнению которого он прислушивался.
Устроившись на работу в Центральную студию документальных фильмов, Рязанов отправляется в длительные командировки на Дальний Восток, Кубань, Камчатку. И отовсюду пишет жене бесконечные письма: подробные, нежные, лиричные.
«Здравствуй, любимая, родная! Через два дня будет четыре года, как мы с тобой в один прекрасный солнечный день пошли в загс, а мальчишки у входа бросали вверх шапки. Приятно здесь вспомнить эти дни, черт побери! Меня очень радует, что и через четыре года я люблю тебя очень и очень».
А этот отрывок — ответ на профессиональную рецензию Зои отснятого им материала: «Ты у меня просто золото. Только сейчас я понимаю, как выгодно я женился. Расчетливый я все-таки парень, а? Этого у меня не отнимешь! Еще в 50-м году я смотрел далеко вперед, и, кажется, не ошибся. Спасибо тебе, дорогуха».
Ровесники, единомышленники, родители любимой дочки — Рязанов и Фомина считали себя единым целым. Но на целую жизнь этого чувства не хватило. Они расстались, прожив вместе больше 20 лет. Сложно переоценить влияние, которое оказала на Рязанова его первая жена: это после уговоров Зои он согласился взяться за съемки «Карнавальной ночи». Это она отсматривала вместе с ним пробы актеров и всегда была готова выслушать и дать совет.
«Расстаться с тобой — все равно, что содрать с себя кожу», — писал Рязанов в разгар их развода в середине 70-х.
Золотой период
Со своей второй женой режиссер познакомился, еще будучи женатым на Зое. Шли съемки фильма «Берегись автомобиля» — и съемочная группа заметила, что обычно собранный и сдержанный Рязанов изменился. Глаза горели, он много шутил, фонтанировал идеями. А рядом часто была симпатичная брюнетка, с которой режиссер уезжал в конце съемочного дня.
Нине Скуйбиной — редактору «Мосфильма» — было уже почти 40. Первого мужа она похоронила и собиралась всю жизнь посвятить сыну. Их любовь с Рязановым вспыхнула случайно, и сопротивляться ей оба не могли. Два года режиссер разрывался между Зоей и Ниной, но в конце концов ушел из семьи. В 1972 году Рязанов и Скуйбина поженились. Новая любовь, конечно, повлияла на творчество: свои главные хиты — «Иронию судьбы или С легким паром» и «Служебный роман» — Рязанов снял, будучи женатым на Скуйбиной.
Они оба думали, что это навсегда. Но когда обоим было уже за 60, Нина вдруг почувствовала недомогание. Обследовав женщину, врачи сначала сообщили диагноз ее сыну — рак. Николай Скуйбин не стал говорить матери правду. Она умирала, будучи уверена, что страдает от язвы. Смерть жены стала для Рязанова страшным ударом. «Больше не женюсь», — твердо заявил режиссер.
Давний друг
С журналисткой Эммой Абайдуллиной они познакомились еще в 1987 году — та брала у режиссера интервью. Долгие годы это была просто дружба: Эльдар Александрович был счастлив в браке, у Абайдуллиной была своя личная жизнь.
Когда Рязанов овдовел, она, конечно, не могла остаться в стороне. Дружеская поддержка в итоге переросла во взрослое и нежное чувство. Они поженились в 1995 году. 20 лет — до самой смерти режиссера — продлился их брак. Эмма относилась к мужу с материнской заботой: следила за его диетой, здоровьем, поддерживала во всех поздних творческих проектах. «Мне повезло со всеми тремя женами», — сказал однажды Эльдар Александрович. Благодаря этим женщинам ни одного дня своей жизни режиссер не чувствовал себя одиноким.
Фото: ТАСС/Малышев Николай