Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга, самый одинокий Кощей советского кино
Сын французского дворянина
В самом начале ХХ века в Россию приехал Франц де Мильё — французский инженер. Он стал консультантом по строительству мостов. А потом влюбился — в Елизавету Журавлёву, дочку богатого иркутского золотопромышленника. Это были годы настоящего счастья: свадьба, рождение сына Георгия, безбедная обеспеченная жизнь с прислугой. У маленького Георгия была гувернантка, которая обучала мальчика языкам, читала книги, учила музицировать... Но это счастье оказалось недолгим. Когда Георгию было всего три года, отец умер. Елизавета тосковала по любимому мужу. Впрочем, всё богатство осталось при ней, и сыну ни в чём отказа не было.
«Золушка» — первая роль
А потом произошла Октябрьская революция. У Милляров (фамилию Елизавета предусмотрительно изменила, и впоследствии Георгий никому не признавался в своём французском происхождении и в знании трёх языков) отняли всё, оставив комнату в коммуналке. Окончив школу, Юра (так звали его близкие) устроился в театр, бутафором. Старательно выполнял работу, успевал смотреть все спектакли и скоро знал наизусть все роли, включая женские. Поэтому, когда внезапно заболела актриса, игравшая Золушку, ему позволили выйти вместо неё на сцену. Юра с таким энтузиазмом взялся за дело, что никто из зрителей не догадался, что напудренную красавицу с длинными локонами играет юноша.
Кощей — всадник Апокалипсиса
Тогда талантливого Милляра заметили многие режиссёры. И скоро он уже играл свою первую роль у легендарного киносказочника Александра Роу. Потом последовали другие роли — всего у Александра Роу Милляр сыграл более 30 ролей в 16 фильмах. При этом к созданию каждого образа артист подходил очень ответственно и продуманно. Кощея Бессмертного, например, он играл после того, как обошёл множество церквей, изучил, как иконописцы изображали бесов, внимательно прочитал «Песнь о нибелунгах» о средневековых рыцарях, а вдобавок увидел картину «Четыре всадника Апокалипсиса». Кощей получился таким жутким ещё и потому, что незадолго до съёмок Милляр перенёс тяжёлую малярию и сильно исхудал: весил тогда всего 40 килограммов.
Настоящий джентльмен: «Женщина не должна играть Бабу Ягу!»
Интересно, что следующий Кащей, в другой сказке, у него получился совсем другим — и по внешности, и по характеру. Разной была и его Баба Яга. Кстати, играть Бабу Ягу он вызвался по «джентльменским» соображениям: говорил, что ни одну актрису нельзя так уродовать, женщина всегда должна быть красивой, а его — можно. И его «уродовали» от души! Торчащие зубы, длинный нос, горб... Рассказывали, что при создании образа бабы Яги Миллар вдохновлялся внешностью и поведением склочной соседки.
Рискованный и отчаянный
Очень скоро Георгий Францевич стал любимым актёром Александра Роу: режиссёр приглашал его во все свои фильмы. Иногда Милляр играл в одной картине несколько ролей, как, например, в «Королевстве кривых зеркал». И относился к работе не только творчески, но и самоотверженно. В «Василисе Прекрасной» ему в образе Бабы Яги пришлось 40 дублей подряд съезжать по раскалённому печному жёлобу, так что актёр получил серьёзный ожог ягодиц. А в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Милляр играл в трескучие морозы почти голым — в тоненьком облегающем костюме Чёрта.
«Юра, маме расскажу!»
Коллеги рассказывали, что Милляр очень любил детей. Да он и сам до старости был как ребёнок... Однажды его пригласили на творческую встречу с детьми. Он спросил, сколько будет ребятишек, и собственноручно нарисовал и подписал несколько сот открыток, чтобы раздать каждому маленькому зрителю! А встреча не состоялась, и он очень расстроился. До 65 лет актёр жил вдвоём с мамой. Рассказывали, что в молодости Георгий испытал сильное любовное разочарование и потому не женился до старости. Как бы там ни было, но маму он очень любил и уважал. И слегка побаивался. Если пожилой актёр начинал по-детски шалить на съёмках, Роу достаточно было прикрикнуть: «Юра, маме расскажу!» — и Георгий Францевич сразу прекращал.
Недобрые слухи и женитьба в 65 лет
Но мама однажды умерла. И он остался совсем один. Неприспособленный к быту, беспомощный... Роу подумал — и уговорил его жениться на соседке по коммуналке. Милляру было 65, Марье Васильевне — 60. Когда сосед пришёл делать ей предложение, она так растерялась, что пролепетала: «Ну что вы, меня мужчины давно не интересуют!» А Милляр ответил: «А я и не мужчина. Разве не знаете — я Баба Яга!». Находились в актёрской среде люди, распускавшие слухи о гомосексуальной ориентации Георгия Францевича и сопровождающие эти сообщения насмешками. В те времена это могло сильно навредить артисту. Возможно, он и женился на соседке только для того, чтобы избежать подобных разговоров.
Скромный и стеснительный
До конца жизни Георгий Милляр, сын французского дворянина, с детства привыкший к роскоши, оставался очень скромным и непритязательным человеком. У него почти не было вещей — пальто, белая рубашка, берет... Всё умещалось на одной полке в шкафу. Многие непорядочные люди пользовались его добротой и честностью: брали в долг и не отдавали, зная, что он постесняется напомнить. Частенько ему не выплачивали гонорары за выступления.
Денег становилось всё меньше. После смерти Роу его почти не снимали: опасались, что хрупкий болезненный актёр попросту умрёт на площадке, ведь ему было уже так много лет. Крошечные эпизоды и озвучка приносили копейки. И Георгий Францевич ничего ни у кого не просил, питаясь чёрствым хлебом с самой дешёвой ливерной колбасой... Он прожил 90 лет и умер в 1993-м так, как, говорят, умирают праведники: просто заснул — и больше не проснулся.