Эти шедевры Тиффани и Ле Корбюзье на самом деле придумали женщины
Земная красота от Тиффани
Луис Тиффани прославился лампами и другими деталями интерьера из цветного стекла, воплощавшими в себе всю эстетику ар-нуво. Его чудесные абажуры хоть раз видел каждый: они отличаются мерцающей игрой цветного стекла и природными мотивами. Но мало кто знает, что часть абажуров Тиффани, и большая часть, сделана женщиной по имени Клара Дрисколл.
На Луиса Тиффани работало много дизайнеров, и часть из них были девушками. Отряд девушек Тиффани и возглавляла художница Клара Дрисколл. Именно она изменила общий стиль мастерской Тиффани, уйдя от геометрических узоров к мотивам растений и насекомых. Клара не только разрабатывала сам дизайн абажуров, но и подбирала кусочки стекла, и обрабатывала его.
Клара родилась в 1861 году в штате Огайо. Отец Клары был довольно прогрессивен и поощрял её интерес к живописи и рисунку. К горю девочки, он умер, когда ей было двенадцать. Со временем Клара закончила школу искусств и смогла устроиться работать на местную мебельную фабрику — дизайнером. Она переехала в Нью-Йорк, когда захотела продолжить художественное образование. На курсах её и заметил Тиффани, сманив работать к себе. Кларе тогда было двадцать семь лет.
Клара обожала театр, оперу, старалась не пропускать премьеры. Кроме того, у неё было моднейшее тогда хобби — велопрогулки. Первой её лампой для Тиффани стала работа «Нарциссы», но известнее всего абажур со стрекозами. К сожалению, Тиффани держал только незамужних девушек — тогда работа для семейных дам считалась вообще не очень приличным занятием. Кларе пришлось бросать любимое дело каждый раз, как она выходила замуж. Это случилось дважды, и второй раз прощание с мастерской Тиффани было окончательным.
Девушки и звёзды
В конце XIX века, в связи с тем, что улучшилось астрономическое оборудование, в гарвардской обсерватории стремительно накапливался материал, который никто не успевал обрабатывать. Директор обсерватории Чарльз Пикеринг обнаружил, что сотрудники очень медленно и к тому же не так уж аккуратно производят рассчёты по полученным данным. Впав в гнев, он заявил им, что даже его домработница посчитает лучше, внимательнее, точнее и быстрее. И нанял домработницу, а сотрудников-мужчин уволил.
Миссис Флеминг действительно замечательно точно считала всё, что нужно (она прежде была учительницей), и быстро выучила астрономические термины и формулы. Кроме того, нанимать ее было выгодно, поскольку Пикеринг, согласно нравам своего времени, мог платить ей вдвое меньше, чем мужчинам. Вскоре обсерватория получила крупное пожертвование, и Пикеринг немедленно нанял в помощь миссис Флеминг ещё несколько женщин.
Они работали удивительно быстро и аккуратно, внеся серьёзный вклад в астрономию, однако учёные называли их с иронией гаремом Пикеринга. Среди звездочёток была ставшая потом легендой Генриетта Ливитт, дочь священника. Она не только обрабатывала данные, но и обнаружила связь между пульсацией яркости звёзд и их реальной яркостью. Она также придумала способ измерить расстояние до звезды. Её наработками астрономия пользуется до сих пор.
Задвинутые Ле Корбюзье
Многие фотографии, которыми в прессе до сих пор иллюстрируют стиль Корбюзье, на самом деле изображают работы сотрудничавших с ним в разное время Шарлотты Перьен и Эйлин Грей. Эти работы, кстати, до сих пор продаются на аукционах за баснословные суммы.
Ирландка Эйлин Грей родилась в семье художника, с детства посещала художественную школу, а в молодости уехала учиться искусству в Париж. Но программа в академии Жюлиана, где она училась, была упрощённой, и Грей это не удовлетворяло. Кроме того, она серьёзно увлеклась дизайном предметов интерьера и отошла от живописи как таковой.
В какой-то момент Эйлин стала сотрудничать с Ле Корбюзье — и именно этим загубила свою карьеру. Весь её вклад приписывался ему. Кроме того, он стал выдавать дом её авторства за спроектированный им — и внёс ряд изменений, противоречащих изначальной задумке. Грей даже пришлось с ним судиться за своё имя.
Шарлотта Перьен была урождённой парижанкой и принимала участие в архитектурных работах Ле Корбюзье. В отличие от него, она лучше рассчитывала удобство использования помещения, а также, по воспоминаниям очевидцев, придавала всему неповторимый налёт минималистского изящества. Но Корбюзье, принимая похвалы за свои проекты, никогда не упоминал, что часть идей принадлежит Шарлотте.
В какой-то момент Перьен решила прекратить сотрудничество с таким эгоистом и уехала в Японию учиться традиционному азиатскому дизайну мебели. После того, как она вернулась, она наперебой получала заказы от крупных мебельных фабрик.