Как девушка с причудами стала знаменитым дипломатом и католической святой
Духовная наставница
К женщине — всего лишь женщине! — из Сиены приходило за духовным советом столько народу, что многих в католической церкви это смущало или даже возмущало. Речь ведь шла не о настоятельнице монастыря, изучившей все тонкости богословия — а об особе, которая только и рассказывала о своих чудесных видениях. Видения, конечно, с кем только не бывают, но поди их проверь — так что и рассказывать о них может всякий, кто только додумается.
Инквизитор Сиены Габриэле да Вольтерра, не выдержав всеобщих разговоров об откровениях и поучениях Екатерины, не поленился вместе с августинцем Джованни Тантуччи навестить женщину с видениями, чтобы вывести её на чистую воду как фантазёрку, невежу, лжеучительницу. Разговор, похожий то ли на экзамен, то ли на допрос, был долгим, и после него да Вольтерра отказался от всех своих постов и ушёл в монастырь во Флоренции. Имущество он тоже раздал, включая слишком дорогое постельное бельё.
По этому поводу женщина из Сиены была вызвана на церковный суд во Флоренцию. Доминиканцы опрашивали её, расспрашивали и допрашивали, пытаясь отыскать следы её популярности в искажении христианского учения. И в конце концов... признали пригодной проповедовать. Впервые за долгие годы после того, как Святой Павел запретил женщинам говорить речи в церквях и собраниях.
И эта победа была не единственной победой странной девы из Сиены. Позже историкам придётся перечислять многое. Была матерью итальянского языка, как стал его отцом Данте — Екатерина боролась за то, что на нём можно писать полноценные тексты и вести полноценные диспуты, — до того итальянский рассматривался как искажённая, изуродованная латынь, к которой образованному человеку стыдно обращаться.
Она проявляла себя не только как богослов и проповедница, но и как дипломатка, помощница и соратница папы Римского, у неё был общественный и политический вес — к которым она даже не стремилась. Трудно представить, как женщина незнатного происхождения могла достичь этого всего в Италии в Средние Века — даже если учесть, что церковь или, точнее, монастыри давали женщинам чуть ли не единственную возможность построить карьеру.
Девочка, которая всё принимала слишком близко к сердцу
Екатерина родилась в семье красильщика и дочери кузнеца. Потом именно на кузнеца будет долго оглядываться семья, пытаясь объяснить себе странности девочки: он тоже был немного не от мира сего, писал стихи (а зачем они кузнецу?). Дом Якопо и Лапы, родителей Екатерины, был полной чашей, и многочисленные их дети не знали нужды, плохой одежды, недоедания.
Само рождение Екатерины, как потом уже вспоминала мать, пытаясь понять, откуда ей такое дитя, было необычным. В 1347 году совпали Благовещение и Вербное воскресенье. В этот день Лапа родила двух девочек-близняшек; их назвали Джованной и Катериной. Джованна вскоре умерла. Оставшаяся, Екатерина, была резвой девочкой, подвижной и весёлой. Ничего «блаженного» в ней не наблюдалось. Когда в семь лет она объявила, что отдаст своё девство Христу, это сочли игрой.
Но в двенадцать, когда семья стала предлагать Екатерине жениха за женихом, девочка не просто заупрямилась: она отрезала свои прекрасные волосы, которые так нравились юношам, назвав их грешными. Это был как жест, копирующий монашеский постриг, так и осознанная попытка себя изуродовать.
В наказание Катерину превратили в служанку. Словно Золушка, она делала по дому всю грязную работу, но переупрямить её родителям не получалось. Силу применять было бессмысленно: их Катерина сказала бы «нет» в церкви даже разбитыми в кровь губами. Но на этом её странности не заканчивались. Она начала уносить из дома одежду, чтобы отдать её некоему нищему — хорошую, добротную одежду, которую он, уж конечно, где-то пропивал. Когда же семья заперла все шкафы и комоды, Катерина, выйдя к нищему, сняла и отдала свою последнюю рубашку, оставшись абсолютно голой.
Что делать с этой блаженной, никто не знал. Но родители до последнего боролись, чтобы она стала «нормальной». Отчего-то их страшило стремление дочери «похоронить себя в монастыре», как выражались порой непочтительно в народе. Уже двадцатилетней в орден «кающихся сестёр» Катерина буквально сбежала. Нет, она не постриглась, наконец, в монахини. Она стала вести монашеский образ жизни, оставаясь мирянкой.
В обители её приняли в орден, но не разрешили остаться: в обители жили вдовы, а не молодые девушки. Следующие три года она прожила дома, отказываясь говорить со своими родными. Её голос слышали, только когда она молилась. «Сдвинулась окончательно,» должно быть, решила семья.
Девушка с видениями
Чем дальше, тем яростнее Катерина постилась и тем меньше спала. К концу жизни она научилась обходиться одними Святыми Дарами в качестве еды и получасом сна раз в двое суток. Быть может, с этим и связаны её знаменитые видения — отказ от полноценного сна серьёзно влияет на сознание. Впрочем, католики замечают, что галлюцинации от недосыпа приходят ко многим, а Христа видит всё же не каждый — и не каждый потом разговаривает о вере не хуже учёных богословов.
Впрочем, по официальному житию, видения начались у Катерины с шести лет — из-за чего она в семь лет и поклялась родителям отдать своё девство только Христу. В подростковом возрасте видения стали чаще; они сопровождались чем-то вроде припадков, обмороков, которые сильно пугали родных. После обрезания волос Катерина видела Святого Доминика с пылающей лилией в руке; во время одного из карнавалов (которые церковь не очень-то одобряла) от грешных звуков её отвлекло видение с Христом — и Христос обменялся с Катериной обручальными кольцами. В другой раз Христос заменил ей слабое сердце сильным, стойким, горящим.
Во время видений Катерина испытывала экстаз такой силы, что ни одно земное удовольствие не могло с ним сравниться; позже поэтому заговорят об эпилепсии — некоторые эпилептики испытывают после приступов невыразимое блаженство. Не веря её припадкам, вдовы из ордена «кающихся сестёр» и священник пытались вывести её на чистую воду, втыкая в неё иглы или стараясь причинить боль другим образом. Но Катерина не приходила в себя, да и некоторое время после припадка не чувствовала боли. Скептикам не раз приходилось признавать, что она не притворялась.
Но одни видения не сделали бы Катерину знаменитой. Она ходила ухаживать за больными, а после смерти братьев и сестёр от чумы решила каждый день делать что-то полезное для людей, заботиться о тех, о ком больше некому позаботиться. Приходящих к ней в горе простых людей она утешала, приходящих поговорить о Боге — поражала ораторским талантом: итальянский в её устах становился так же красноречив, как учёная латынь.
Но особенно поражает участие Екатерины в политической жизни. Она ведь так и не сделала монастырскую карьеру, у неё не было влиятельных родственников, она не носила титулов. И всё же именно ей удалось письмами уговорить папу Римского вернуться в Ватикан, именно она ездила и проповедями прекращала в Италии битвы и вражду — и люди, в чьих городах ещё не настал мир, призывали её. Она участвовала в противостоянии с Антипапой, и за её политическую деятельность враждебно настроенная к папе Урбану толпа пыталась разорвать её на кусочки. Екатерину отбили, но она разразилась рыданиями: оказывается, ей помешали принять мученическую смерть, о которой она мечтала.
И всё же смерть она приняла вскоре. В возрасте смерти Христа Катерина отказалась принимать воду — хотя ещё пила немного вина при причастии. Вскоре крайний аскетизм привёл к тому, что она стала терять сознание уже без видений, страдала от конвульсий, а потом перестала чувствовать ноги. Видения возобновились, но теперь вокруг Екатерины стояли демоны, угрожающие ей или искушающие её.
Агония длилась восемь недель. Екатерина скончалась в воскресенье перед Вознесением. Скептики говорят, что это была смерть по её выбору — то есть, грешная смерть. Сторонники возражают: если видения были от болезни, то и к смерти её вела болезнь, и выбор сделала за неё болезнь. То есть — всё во велению Господа.