Джоджо Мойес: «Важно, чтобы читатель верил»
Джоджо, вы двукратный победитель престижной премии в номинации «Романтическая новелла года». Как вы думаете, что отличает прекрасный любовный роман от просто хорошего?
По-моему, самое главное, он не должен быть предсказуемым.
Что вдохновило вас на написание «До встречи с тобой»? Роман стал мировым бестселлером, всего же в мире продано более 3 млн экземпляров.
Несколько вещей. У меня есть родственники, которые нуждаются в круглосуточной помощи, поэтому вопрос о качестве жизни и поведении в присутствии тяжело больных давно был у меня в голове. А еще... как-то я услышала историю о молодом игроке в регби, который после тяжелой травмы оказался парализован. И он уговорил своих родителей отправить его в швейцарскую клинику, где смог бы осуществить добровольный уход из жизни. Я не могла поверить, что хоть один родитель согласится на подобное, но чем больше читала его историю, тем больше понимала, что данная тема не так очевидна, как я полагала раньше.
В романе у вас прекрасно получилось передать отношения любви-ненависти между сестрами. У вас самой есть сестры?
У меня есть сводные сестры, но они намного младше меня. Мне всегда казались интересными отношениями между ними и отношения между некоторыми моими друзьями и их сестрами. Что мне кажется наиболее захватывающим — это то, что в один момент они готовы вцепиться друг другу в горло, а в следующий быть полностью за одно. Если вы единственный ребенок в семье, как я была в течение 19 лет, то такие отношения выглядят захватывающими.
Джоджо Мойес родилась в 1969 году и выросла в Лондоне. До того, как полностью посвятить себя писательской карьере, она была водителем такси, наборщиком, писала тексты для туристических брошюр, получала степень в колледже Лондонского университета. В 1992 году выиграла грант от газеты The Independent на обучение на курсе журналистики в City University. С 1994 года писала для газеты Sunday Morning Post в Гонконге и в течение десяти лет работала в The Independent.
Влияет ли на писателя события из его личной жизни?
Любое крупное событие в жизни меняет вас как писателя... Признаю, когда у меня появились дети, я стала более чуткой, внутреннее чувство любви и страха отныне постоянно со мной, во мне. Я точно знаю, что эти эмоции влияют и на другие аспекты моей жизни.
Любите ли вы читать романы? И кто ваши любимые авторы?
Вообще я не склонна читать любовные романы, но читаю много различной литературы и в большинстве книг присутствует любовная линия. А мои любимые авторы это Кейт Аткинсон, Нора Эфрон и Флинн Джиллиан.
Вы пишите художественную литературу более 12 лет, но именно ваша книга «Последнее письмо от твоего любимого» привлекло внимание к вам широкой аудитории. Изменило ли это процесс написания?
Это все усложнило! Теперь я гораздо больше сомневаюсь: будут ли люди симпатизировать персонажам? Является ли сюжет слишком замысловатым? Достаточно ли в истории динамики развития? Я чувствую себя так, будто написала 10 книг, в то время как просто просмотрела свой черновик. (Улыбается.)
Свою первую книгу Джоджо Мойес написала в 2002 году под впечатлением от истории любви родных бабушки и дедушки, которая разворачивалась на фоне Второй мировой войны. Успех этой книги вдохновил Мойес на то, чтобы оставить журналистскую карьеру и полностью посвятить себя писательству. Однако время от времени Джоджо ведет колонки в The Independent, The Daily Telegraph и других изданиях. В настоящее время она живет на ферме в Эссексе с мужем, журналистом Чарльзом Артуром, и их тремя детьми.
Романы Джоджо Мойес «До встречи с тобой», «Последнее письмо от твоего любимого», «Девушка, которую ты покинул», «Корабль невест» заняли почетное место как в российских книжных, так и в наших читательских сердцах. И вот издательство «Иностранка» представляет новинку — «Один плюс один».
«Один плюс один», как и знаменитый бестселлер Джоджо Мойес «До встречи с тобой», — это социально ориентированный роман о любви. Писательница считает важным поднимать такие непростые вопросы, как проблемы матерей-одиночек и экономического расслоения общества. Новый роман Мойес — об одиночестве оказавшихся в беде людей. Но также и о том, что при сложении две единицы рождают сумму, уже способную что-то изменить в арифметике жизни.
Сюжет: Джесс — мать-одиночка. У нее двое детей — одаренная недюжинными способностями к математике дочка Танзи и пасынок с внешностью неформала Никки. У нее две работы — уборщицы в богатых домах и барменши в местном обшарпанном баре. Времени на детей у Джесс почти нет, а денег не всегда хватает на то, чтобы расплатиться по счетам, не говоря уже о новой одежде для дочери.
Эд — основатель крупной IT-компании, в прошлом ботаник, лишь мечтавший о красавице-однокурснице, а сегодня успешный бизнесмен и симпатичный молодой человек, по собственной глупости оказавшийся втянутым той же однокурсницей в плохо продуманную аферу с акциями его компании. И теперь вся его успешная, красивая и удобная жизнь идет прахом.
Джесс как-то умудрялась сводить концы с концами, пока не поступило предложение перевести Танзи в престижную математическую школу. Но даже беспрецедентно большая стипендия не покрывает все расходы на обучение. Но и этих денег Джесс неоткуда взять. А еще сына избили до такой степени, что он оказался в больнице... И все же на краю отчаяния жизнь сведет вместе две единицы, чтобы дать им еще немного надежды.
«Один плюс один» — любовная история, роман-испытание и семейная драма. Еще одна убедительная победа автора-романиста Джоджо Мойес. Не пропустите!
Фото: © Jenny Lewi, архив «ДО»