Две звезды: как подружились Пьер Карден и Майя Плисецкая

Балерина Майя Плисецкая – звезда в буквальном смысле этого слова. В 1994 году Институт теоретической астрономии АН СССР присвоил имя Плисецкой планете № 4626. Судьба не раз сводила её с мировыми знаменитостями, с кем-то она всю жизнь поддерживала связь. Но, наверное, самой трогательной можно назвать дружбу Майи Плисецкой с великим кутюрье Пьером Карденом.
Две звезды: как подружились Пьер Карден и Майя Плисецкая
Getty Images
Пьер Карден подарил балерине 100 нарядов и называл её своей музой.
Содержание статьи

Испанские страсти

Познакомила их в 1971 году на театральном фестивале во французском Авиньоне Екатерина Фурцева, которая тогда возглавляла министерство культуры СССР. Но еще до знакомства Пьер впервые увидел Майю на сцене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот что рассказал Карден о своем первом впечатлении о Плисецкой: «Она танцевала "Кармен-сюиту" на музыку Родиона Щедрина. Я с большим интересом отношусь к балету, можно сказать, даже неплохо разбираюсь в этом виде искусства и видел много известных танцоров. Майя же меня поразила своей искренностью, обнаженностью эмоций на сцене. На время выступления я даже забыл, что танцует русская балерина. В Плисецкой было столько темперамента, столько испанских страстей... Она полностью перевоплотилась на сцене, да так, что я с трудом узнал ее после спектакля. Если бы не мадам Фурцева, то я, наверное, и не подошел бы к ней».

Пьер Карден и Майя Плисецкая
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое платье

Прошло несколько месяцев. Майя снова оказалась во Франции, чтобы выступать на сцене Гранд-опера в Париже. Они с Карденом встретились в отеле, где она остановилась. В разговоре Майя спросила совета у кутюрье: после спектакля она приглашена на прием, но не знает, что ей надеть по такому случаю...

По словам Майи, «у Кардена в глазах включились батарейки». Мэтру захотелось, чтобы балерина была самой элегантной на этом вечере. При этом он прекрасно понимал, что в Советском союзе даже прима Большого театра не может себе позволить купить у француза достойное вечернее платье. Поэтому Пьер просто позвонил в свое ателье и через час портной Отелло приехал в отель с платьем для Плисецкой. Которое, отметьте отношение кутюрье к Майе, он «осмелился сам для нее выбрать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Майя Плисецкая
Getty Images

Сотни нарядов от Кардена

Так и началась их дружба, которая длилась почти 45 лет. Каждый раз, когда Плисецкая приезжала в Париж, Карден одевал ее в свои самые последние модели, более того, многие из этих образов создавались специально для Майи. Нужно было знать, насколько для балерины была важна работа над собственным имиджем, чтобы понимать: Пьер делал ее счастливой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По подсчетам самого кутюрье, у балерины собралось около сотни нарядов от Кардена. И это было, практически все, что она могла привезти из-за границы домой, потому что по возвращению на родину у нее отбирали все подарки, за исключением одежды.

Майя Плисецкая
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Каренина

Вскоре и сам Пьер Карден стал посещать Советский Союз. И почти каждый раз он виделся с Май­ей. Она познакомила дизайнера со своим мужем, композитором Родионом Щедриным. Семья часто приглашала Пьера в гости. Больше всего французу в их квартире запомнился большой рояль, который занимал половину столовой...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда же начались совместные проекты Кардена и Плисецкой. Кутюрье вспоминал, что пытаясь понять, какой костюм он должен создать для балета «Анна Каренина», вначале он слушал музыку, а потом смотрел, как Майя танцем и жестами показывала «свою Каренину». Это был настоящий прорыв. Карден создал десять платьев, в которых были сохранены исторические силуэты 19 века, но при этом, в них можно было летать по сцене, не боясь, что они порвутся.

Во время примерок Карден учитывал все детали: «Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть ваш более, чем собственная кожа».
Самое интересное, что в дирекции Большого театра в ответ на предложение Плисецкой и Кардена, сказали: «Это никуда не годится! Никто этого не поймёт! В Большом это не принято!». После долгих споров костюмы все же приняли. Возможно потому, что они не стоили театру ни копейки. Все их Пьер просто подарил Майе...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Майя Плисецкая
Getty Images

Безвозмездно и анонимно

После «Анны Карениной» Карден и Плисецкая совместно работали и над другими постановками, в том числе над «Дамой с собачкой», «Фантазией», по мотивам «Вешних вод» Тургенева и «Чайкой». Но все эти работы Кардена оставались безвозмездными для кутюрье. Помимо этого, Пьер работал на условиях анонимности: министерство культуры СССР запретило указывать на афишах фамилию иностранца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И только в 1998 году Майя Плисецкая нашла способ отблагодарить Пьера Кардена за его многолетнее творчество и устроила в Кремле постановку «Мода и танец». Это было их совместное представление на стыке балета и показа моды.

После того, как балерина начала работать в Германии и стала хорошо зарабатывать, она решила оплатить дизайнеру его наряды. Единственное, от чего категорически отказался модельер – платы за то самое первое платье.

Муза Кардена

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были частыми гостями Пьера Кардена, каждый раз, когда они приезжали в Париж, они останавливались в резиденции кутюрье. Плисецкой очень нравились комнаты с мебелью, в которых когда-то жила актриса Сара Бернар.

Их дружба пережила даже смерть. Пьер Карден и после ухода Майи Плисецкой называл балерину своей музой...