Депрессия из-за Шурика, провал «Клубнички»: судьба Александра Демьяненко
Начал сниматься на втором курсе
В ГИТИСе его считали способным и перспективным. Даже не ругали за пропуски: просили только не прогуливать занятия по актерскому мастерству. Уже со второго курса Александр начал появляться на экране: играл таких же скромных, интеллигентных юношей, каким был сам. Но ни «Взрослые дети», ни «Карьера Димы Горина», ни «Мир входящему» не принесли ему такого сногсшибательного успеха, как комедии Леонида Гайдая.
Шурик — это молодой Гайдай
В сценарии «Операции "Ы" главного героя звали Владиком. Но этот трогательный недотепа, как выяснилось, был словно списан с Демьяненко, так что Гайдай переименовал героя в Шурика. Надо сказать, Гайдай и сам был в молодости таким же "Шуриком": интеллигентным растяпой, который частенько попадал в забавные и курьезные ситуации. Поэтому актера он подбирал тщательно и неторопливо. Перепробовал четыре десятка претендентов — Гайдаю никто не нравился. Когда же ему на глаза попалось фото Демьяненко, он сразу загорелся: нужно снимать именно этого юношу!
Правда, Гайдая не устроил цвет волос актера: Александр Демьяненко был жгучим брюнетом, а режиссер хотел видеть светловолосого, рыжеватого Шурика. И пришлось Демьяненко испытать на себе все «прелести» окраски волос некачественной краской (качественных тогда в стране просто не было). Как вспоминал позднее артист: «Это было довольно неприятно. В то время не было же тех замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове».
«Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич!»
Замкнутый, не очень общительный, даже мрачноватый Демьяненко не подозревал, каким тяжелым грузом свалится на него внезапная популярность. «Операция "Ы" произвела фурор. Вся страна смотрела и пересматривала гениальную комедию, реплики героев выучили наизусть. Демьяненко почти перестал выходить на улицу: невозможно было привыкнуть к бесцеремонности поклонников, норовивших подойти, хлопнуть по плечу, предложить выпить... Потеряв терпение, на приветствия "О, Шурик!" актер цедил сквозь зубы: "Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич!". Потом и вовсе перебрался подальше от людей — на дачу под Ленинградом. Если же ехал в город, обязательно надевал черные очки и старался ни с кем не общаться по пути. О нем стали поговаривать: зазнался, стал высокомерным, звездная болезнь! А его просто утомляло и раздражало всеобщее навязчивое внимание.
Проклятие Шурика
Шурик стал для него и звездной ролью, и проклятием. Больше никто не видел его в другом образе: клеймо «Шурик» будто сияло у него на лбу. После «Операции "Ы" и "Кавказской пленницы" он играл в серьезных картинах — например, в экранизации "Угрюм-реки" блестяще исполнил роль приказчика Ильи Сохатых. Но потом последовал еще один Шурик — в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". И снова пустота: никаких значимых ролей, сплошные бледные копии "Шурика". Александру Сергеевичу очень тяжело было сознавать: гораздо более талантливые его работы забыты, все помнят только одну роль, — ту, где ему не пришлось ничего играть, где он был, по сути, самим собой.
Голос за кадром
Незаметно шло время, Демьяненко исполнилось 50, потом 60... Но для зрителей он по-прежнему оставался Шуриком. И это сводило его с ума. Чтобы хоть частично реализовать свой актерский потенциал, Александр Сергеевич стал озвучивать иностранные фильмы. Он подарил свой голос героям Жан-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Роберта де Ниро... А Донатас Банионис пришел в восторг от того, как его озвучил Демьяненко: по его словам, дубляж оказался более талантливым, чем его игра.
«Клубничка» подвела
С приходом 90-х в стране начали вовсю снимать сериалы — их было много, они были разные, по большей части довольно низкого качества, потому что отечественные режиссеры и актеры делали первые шаги в этом жанре. Один из первых российских ситкомов назывался «Кафе "Клубничка", и Александр Демьяненко согласился принять в нем участие. И началось: "как не стыдно, известный актер, низкопробная пошлятина, позор..." Его критиковали все кому не лень. Актера больно ранили эти замечания, он все глубже уходил в беспросветную депрессию. Но сниматься продолжал: это была его работа, этим Демьяненко кормился. Жил в Петербурге, сериал снимали в Москве, приходилось постоянно ездить туда-сюда.
От переутомления отслоилась сетчатка глаз, пришлось делать операцию. Потом — инфаркт, за ним второй... Врачи назначили день операции на сердце, но актер не дожил до нее буквально пару дней: Александра не стало 22 августа 1999 года. Артисту было всего 62 года. Зрителей его смерть потрясла: многие и не подозревали о его проблемах со здоровьем. И сегодня Александра Демьяненко помнят по его Шурику, почти не вспоминая другие роли: он навсегда остался для нас немного нескладным, благородным идеалистом-интеллигентом из 60-х. А мы предлагаем узнать о судьбе другого актера «Кавказской пленницы», неприметного мужичка с пивом, Георгия Светлани.