Что мы знаем о «Настоящей боли»: честная рецензия на оскароносный фильм

Кто получил «Оскар»
2 марта 2025 года в Лос-Анджелесе прошла 97-я церемония вручения наград Американской киноакадемии. Триумфатором вечера стал фильм «Анора» американского режиссёра и сценариста Шона Бейкера. Он обогнал ленты «Эмилия Перес», «Бруталист» и «Злая», которые считались фаворитами. «Эмилия Перес» была представлена в 13 номинациях, но получила только два «Оскара». «Бруталист» и «Злая» были выдвинуты в 10 категориях, а взяли три и две статуэтки соответственно.
Комедийная драма «Анора» про отношения секс-работницы Аноры (Майки Мэдисон) с сыном российского олигарха Иваном Захаровым (Марк Эйдельштейн) получила пять «Оскаров» из шести номинаций, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая актриса», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж». Актёр Юра Борисов, сыгравший в ленте одного из помощников главного героя, получил номинацию «Лучшая мужская роль второго плана», однако награда в итоге ушла к Кирану Калкин за фильм «Настоящая боль». У этого фильма была ещё номинация за «Лучший сценарий», но эта заветная статуэтка ушла к «Аноре».

Чем прославилась «Настоящая боль»
«Настоящая боль» (англ. A Real Pain) — детище голливудского актера Джесси Айзенберга, который известен российским зрителям по роли Марка Цукерберга в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть». Как режиссёр Айзенберг впервые проявил себя всего несколько лет назад. Лента «Когда ты закончишь спасать мир» о женщине, которая руководит приютом помощи жертвам домашнего насилия, но при этом не может найти общий язык с собственным сыном, вышла в 2022 году.
В фильме «Настоящая боль» Айзенберг выступил не только как режиссер, но и как сценарист и исполнитель главной роли. Он прибег излюбленному жанру драмеди — смеси комедии и трагедии, в котором был снят и его первый фильм. В итоге получилось трогательное роуд-муви о двух двоюродных братьях, которые пытаются найти и осознать свои корни, а заодно и самих себя.
Эта лента была представлена на прошлогоднем кинофестивале «Сандэнс» и получила там приз за лучший сценарий. Также в копилке у «Настоящей боли» — номинации и премии «Золотой глобус», BAFTA, Национального совета кинокритиков США и Премия Гильдии киноактёров США.

О чём фильм «Настоящая боль» и стоит ли его смотреть
Американцы еврейского происхождения Дэвид Каплан (Джесси Айзенберг) и Бенджамин «Бенджи» Каплан (Киран Калкин, младший брат Маколея Калкина), выполняя предсмертную просьбу бабушки, отправляются на её родину в Польшу. Прибыв в Варшаву, они знакомятся с членами своей туристической группы, такими же «искателями корней»: Марком и Дианой, пожилой супружеской парой, чьи предки иммигрировали в США ещё в начале ХХ века; Маршей, недавно разведенной женщиной, мать которой выжила в немецком концлагере, но не рассказывала об этом опыте; новообращенным иудеем Элошом, пережившим геноцид в Руанде. Экскурсию ведёт Джеймс, нееврейский британский гид, который, по его собственному признанию «очарован трагичной историей евреев Восточной Европы».
Свободолюбивый и общительный Бенджи Каплан благодаря непосредственному характеру быстро становится любимчиком группы, в то время как его сдержанный и невротичный кузен предпочитает держаться поодаль от людей.

Братья Капланы давно не виделись, и отношения у них довольно сложные. По ходу фильма мы узнаем, что весельчак Бенджи вовсе не весельчак. За полгода до поездки Польшу у него была попытка суицида, а ещё он очень скучает по умершей бабушке и брату, отношения с которым разладились. В свою очередь идеальный Дэвид тяготится своей идеальной работой и не может «переварить» свои чувства к кузену — он его любит и ненавидит одновременно за несносный характер. Фоном к этой семейной драме выступает история Второй мировой войны.
«Настоящая боль» — фильм о Холокосте и его восприятии с точки зрения личной истории. Здесь нет пугающих военных сцен или детальных рассказов об ужасах концлагерей, зато есть тени прошлого, которые как дамоклов меч висят над живыми. Герои посещают разные места, связанные с историей еврейского народа и Холокостом, и Бенджи то и дело задает в слух неудобные вопросы или констатирует факты вроде «Что было бы, если бы не было войны», «Мы могли бы здесь жить?» или «Это странно ехать в поезде первым классом, хотя 80 лет назад нас бы запихали в самый конец как скотинку». Последнее явно мысли самого режиссёра-сценариста, вложенные в уста героя.
Предки Джесси Айзенберга родом из Польши. В начале 2000-х он, так же как и его герой Дэвид, посетил историческую родину, где пообщался с родственниками, пережившими Холокост. В одном из интервью позже он признавался, что эта поездка изменила его взгляд на трагедию. По его словам, «многие американские евреи слишком далеки от войны, чтобы испытывать чувство вины», но «если вы решите взаимодействовать с этой историей, то поймете, что вовлечены в неё гораздо больше, чем ожидали».
«Настоящая боль» Джесси Айзенберга пытается исследовать как личные, так и коллективные трагедии и травмы. Имеет ли человек право на сочувствие, если речь не идет о смертельной угрозе, можно ли чувствовать вину за события, которые произошли десятки лет назад? Корректно ли сравнивать глубину различных трагедий и травм?
Как типичный роуд-муви «Настоящая боль» начинается и заканчивается в аэропорту, неком переходном пространстве, которое намекает нам на конечную трансформацию героев.
Ироничные диалоги делают фильм легким в восприятии, несмотря на сложность поднятых тем. Игра Кирана Калкина, действительно, на высоте. Большую часть экранного времени он берет «на себя», так что невольно задаешься вопросом, почему критики записали его во второстепенные, а не главные герои.
