Бунтарка Мичель: за что женщины Мексики почитают собирательницу народных песен
Конча — сокращение от Консепсьон, популярного испанского имени, которое означает «Зачатие» (в честь непорочного зачатия Иисуса Христа). Родилась Консепсьон Мичель на излёте девятнадцатого века, в 1899 году, в Вийа Пурификасьон в Мексике. Основательница Института фольклора, одна из первых женщин в жанре корридо — специфической мексиканской баллады.
Название жанра, кстати, можно перевести как «текущие события» и, в общем, эти песни часто использовались для переноса новостей из одного края страны в другой в то время, когда большинство мексиканский крестьян не умело читать. Консепсьон вообще, как и Фрида, была большой патриоткой и делала всё для сохранения, развития и изучения мексиканского искусства.
Уже только по факту дружбы с Риверо можно догадаться, что Мичель была общественной активисткой и коммунисткой, боролась за права крестьян и крестьянок. Быть может, потому она и стала так популярна в народе, превратившись в настоящую икону мексиканской музыки своего времени.
Бунтарка с малых лет
Как ни странно, родилась Мичель не в крестьянской семье. Её прадедом был местной феодал, потомок конкистадоров, дон Луис Мичель. В семь лет Кончиту отослали в платную школу для девочек при монастыре имени Лойолы — кстати, этот монастырь когда-то построил сам Луис Мичель. В школе девочке было не очень весело. Ей нравилось играть на гитаре и петь, а не молиться и приседать в книксене, так что в одиннадцать лет её исключили. Не то, чтобы за гитару — за то, что она практически устроила побег младшеклассниц и пыталась поджечь изображение святого.
Консепсьон смогла ещё подростком получить стипендию на изучение оперного искусства в университете Гвадалахары. Но мир искусства встретил её как-то уж очень горячо, и в неполные пятнадцать лет Кончита Мичель родила дочку. Это не помешало ей несколькими годами позже стремительно выйти замуж и родить ещё и сына. Правда, развелась Мичель так же стремительно.
В девятнадцать лет Консепсьон познакомилась с коммунистами. Идеи всеобщего равенства и развеивание религиозного угара её очаровали, и она немедленно вступила в партию. К двадцати шести годам она смогла заинтересовать правительство Мексики своими этнографическими проектами, и следующие два года провела в экспедициях на государственные деньги.
На самом деле, Мичель хотела узнать больше о том, как добиваются соблюдения прав женщин — в Мексике с ними всё было очень плохо. В Советском Союзе она общалась с Александрой Коллонтай, Надеждой Крупской и Кларой Цеткин. Переданный ими опыт она срочно повезла домой, в Мексику. В груди её горело желание срочно освободить мексиканскую женщину. Преимущественно экономически: мексиканки не имели возможности владеть и управлять капиталами или собственностью, не знали, как им устроить своё дело или построить карьеру.
В результате компартия сочла её интересы слишком однобокими и несколько капиталистскими, она сочла тоже кое-что, что высказала вслух, и из партии её исключили. В тридцать третьем году. Потом она взяла группу из двухсот пятидесяти женщин и захватила государственное здание, объявив, что здесь должен быть центр развития мексиканок. Всё время, пока женщин выставляли, Мичель продолжала убеждать и торговаться с чиновниками, и в результате ей просто оплатили съём другого дома под центр женского развития.
Мичель прожила долгую жизнь — девяносто один год, и ни на день не переставала быть бунтаркой. За эту жизнь она сумела сделать очень много и для искусства, и для женщин Мексики. Всего она собрала и сохранила около пяти тысяч народных песен, а сколько женщин благодаря ей получило возможность жить независимо, трудно сосчитать.