«Боюсь перестать любить». История Алексея Учителя
Любовь родителей, любовь к футболу
Алексей Учитель родился в 1951 году в Ленинграде. Его отец – большой советский документалист Ефим Учитель, мама, Нина Войцеховская, работала в издательстве «Искусство». Он был, как тогда говорили, «поздним ребенком», и единственным. Он купался в родительской любви, особенно материнской. Отец часто уезжал на съемки, а вот мама... Все друзья Учителя обожали разговаривать с его мамой. Она научила его любить и понимать театр, и Учитель помнит Смоктуновского в «Гамлете» в БДТ, как он выходил на поклон и смотрел на зрителей в зале, обводил глазами ярус за ярусом и в какой бешеный восторг впадали от этого зрители. «С превеликим удовольствием снял бы его».
В семь лет Алексей Учитель стал заниматься сначала в кино-, потом в фотостудии, и часто ходить на работу к отцу. Он помнит первый съемочный день, который довелось увидеть: ему было лет 6-7, отец снимал демонстрацию на 7 ноября, Алексей шел с рабочими завода и махал флажком. Демонстрация интересовала его куда больше, чем съемки. Ефим Учитель хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Алексей любил документальное кино и вообще – кино, но было в его жизни еще одно большое увлечение – спорт. Он постоянно тренировался, занимался то тем, то сем, но сильнее всего любил футбол и мечтал стать тренером. Потом он думал об этом: футбольный тренер – это ведь как театральный режиссер, со своими актерами, мизансценами... В тайне от родителей сходил в институт физкультуры, но там сказали, что без звания кандидата в мастера спорта по футболу учиться футбольному тренерству нельзя. «Вопрос сам по себе отпал, а я поступил в о ВГИК».
Рок и «Матильда»
Во ВГИК он поступил со второй попытки. Тогда был негласный приказ не брать детей кинематографистов, и Учителю пришлось год проработать помощником оператора на «Ленхронике». На следующий год во ВГИК его приняли легко, даже играючи. После получения диплома Учитель снимал документальные фильмы. Огромную зрительскую любовь и славу ему принес фильм «Рок» в 1986 году. Рок-музыканты в то время были самыми яркими звездами СССР, но одновременно они все были в андеграунде, вели какую-то полуподпольную жизнь, и вот о ней Учитель и рассказал. Его фильм — это честная история из нескольких новелл, и она про весь ленинградский рок-клуб: Бориса Гребенщикова, Цоя, «Аукцыон», ДДТ...
Снимать было сложно, опальные музыканты боялись провокаций и не пускали чужих в свою среду. Но Учитель смог, и у него получился один из самых ярких документов эпохи, фильм, который смотрят сейчас и будут смотреть десятилетия спустя. В 1995 году он снял свой первый игровой фильм, «Магия Жизели» по сценарию Авдотьи Смирновой, в котором рассказывает трагическую историю балерины Ольги Спесивцевой. Через пять лет – новый игровой фильм, и это был «Дневник его жены».
В Госкино ворчали: «Зачем вытаскивать грязное белье?» Учитель искреннее удивлялся: а разве что-то в фильме порочит память Бунина? Разве писатель смог бы он написать «Темные аллеи», не полюбив молодую поэтессу Галину Кузнецову? Ситуацию спас возглавлявший Госкино Армен Медведев, которому понравился сценарий. Так появился этот фильм, тоже по сценарию Авдотьи Смирновой, который полюбили зрители и который стал победителем фестиваля «Кинотавр».
А потом были новые фильмы, новые победы... В 1916 году вышел первый трейлер к фильму «Матильды», и, кажется, это был первый раз в истории русского кинематографа, когда зрители оскорбились еще до выхода фильма. Оскорбились за Николая II, причем до лютой черной ненависти: в здание офиса режиссера бросали бутылки с зажигательной смесью, в Петербурге прошел марш-молебен с плакатами против выхода фильма, депутат Госдумы Наталья Поклонская много месяцев добивалась запрета «Матильды». Да много всего было. « Тезис ведь только один: это святой, а про святого ничего снимать и говорить, что он мог влюбиться, нельзя», — изумлялся Учитель.
Интересно, что и с фильмом «Цой» вышла похожая история – сын Виктора Цоя обращался к президенту с просьбой запретить фильм. Обе истории стоили Учителю нервов и сил: «Я думаю, Цою бы и в страшном сне не могло такое присниться. Добиваться запрета такого фильма с помощью высшей власти — какой-то парадокс».
Очень личное
Свою первую большую любовь Учитель встретил в студенческие годы в Таллинне. Кристина тоже училась в Ленинграде, у нее был жених в ФРГ, но роман с Учителем был таким, что однажды она сказала: «Решай, уезжаю я, или остаюсь здесь».
А он был сильно влюблен, но сказал: поезжай. В молодости не понимаешь многого... Это сейчас Учитель говорит, что боится перестать любить: «Есть же разная потенция: и творческая, и физическая, и мне кажется, во многом они взаимосвязаны. Я боюсь перестать любить, в том числе и поэтому». В последние годы люди много говорили о его личной жизни. Еще в 1981 году Алексей Учитель женился на Кире Саксаганской, у них двое сыновей, младший, Илья, продолжил дело деда и отца и стал кинорежиссером. А еще у него есть две дочери, которых родила актриса Юлия Пересильд. Анна родилась в 2009 году, Маша – в 2012. «Мои дочки просто чудо! Они ещё маленькие, но думаю, точно станут актрисами. Задатки есть», – с гордостью говорит Учитель.
Он живет плотно, интенсивно, спит по 3-4 часа в сутки, очень много работает. Его последние планы — фильм о Шостаковиче, о том, как композитор писал свою знаменитую блокадную «Ленинградскую» симфонию. Ефим Учитель снимал Ленинград в годы блокады, его хроники называют шедевром документалистики. Так что это очень личная тема для Алексея Учителя, и зрители ждут от него новых шедевров.