Без компромиссов. Судьба и «Метод» режиссера Юрия Быкова
В детстве воровал капусту вместе с мамой
Юрий Быков родился в 1981 году в Рязанской области. Родного отца он почти не помнит — тот покинул семью, когда сыну исполнилось 6 лет, и больше, по словам режиссера, не появлялся на их горизонте.
Мальчик рос с матерью и отчимом. Он прекрасно запомнил бедность, царящую в семье. В интервью Юрий Быков рассказывал о врезавшемся в память эпизоде: мать будит его посреди ночи, чтобы вместе идти на колхозное поле за капустой... Надо было как-то прокормиться, зарплаты – крошечные.
Чуть не пошел по «скользкой» дорожке
Мальчик рос, рано начал писать: рассказы и стихи Быкова охотно печатали в местной газете. И в музыкальной школе успевал учиться, а позднее даже играл в школьных группах.
Правда, учеба не вызывала в нем интереса. К старшим классам Юрий практически бросил учиться. Гораздо интереснее было развивать свое творчество.
А еще — заниматься сомнительными делами: в компании случайных приятелей подворовывали, переворачивали машины... Правда, Быков вовремя понял: с криминальными делишками нужно завязывать.
В актеры долго не брали
Независимый характер привел его после школы в грузчики. Затем молодой человек работал в местном ДК — машинистом сцены и ведущим дискотек. Хотел поступить на актерский факультет, но театральные вузы отвергали его раз за разом. И все же однажды Быков оказался на актерском факультете ВГИКа, в мастерской Владимира Грамматикова, где и проучился 4 года.
«Начальник» — снял на свои деньги
В 2009 году Быков снял свой первый громкий фильм — «Начальник». Эта короткометражка создавалась с громадным трудом. Быков делал кино на собственные деньги, не рассчитывая на успех. Более того: он вложил в производство накопленные им 150 тысяч рублей, которые мог бы потратить на обучение на режиссерском факультете ВГИКа, куда его звали.
По сюжету молодой ФСБ-шник отдыхает с семьей на даче. Внезапно в дом врываются вооруженные грабители. Капитану удается обезоружить их, он вывозит отморозков в лес, и здесь... Здесь ему предстоит принять решение: стать вершителем судеб или остаться человеком. Решение дается ему мучительно тяжело. Вместе с героем мучается и зритель.
Быков снял практически программный для себя фильм: в нем обозначены все главные точки, через который пройдут его следующие работы. На «Кинотавре» 2009 года «Начальник» был признан лучшей короткометражкой.
«Жить» — вопросов больше, чем ответов
На что способен обычный человек ради того, чтобы спасти свою жизнь? Может ли он убить другого? Простой охотник случайно оказывается в центре бандитских разборок и становится заложником, а потом и напарником обратившегося в бега «братка», которого преследуют бывшие подельники.
Человек человеку — волк. И принимать решение в сложной ситуации каждому предстоит самостоятельно. Остаться жить? А что это значит? Просто существовать, или продолжать уважать себя? Вопросов масса. И зрителю приходится искать ответ вместе с режиссером.
«Майор» — справедливость от майора полиции
Майор полиции (Денис Шведов), торопясь к жене в роддом, насмерть сбивает на дороге ребенка. Вызванные им коллеги моментально заметают следы: под видом успокоительного вливают в несчастную мать жертвы коньяк, оформляют ее как пьяную, а его отпускают. Но... Майор не может спокойно жить дальше. Но и сесть в тюрьму не может, — тогда его жена и новорожденный ребенок останутся без средств к существованию. И майор начинает восстанавливать справедливость. Так, как он ее понимает.
«Дурак» — идея самопожертвования ради других
Пожалуй, этот фильм Быкова его поклонники любят больше других. Старенькая многоэтажка, в которой проживают люди, балансирующие на грани нищеты. В центре — человек, которого называют дураком: он пытается спасти родной дом от разрушения. При этом он готов отречься от себя и своей семьи — ради тех, кто этого даже не поймет.
«Станица» — заплатил за свой уход больше 2 миллионов неустойки
История с сериалом «Станица» получилась скандальная. Быков ушел на середине съемочного процесса, поскольку не захотел «снимать халтуру». Он стремился докопаться до истинных причин событий, о которых шла речь в сериале. Продюсеры же настаивали на сентиментальной мелодраме. Он пытался глубже раскрыть роли — а актеры в ответ на его предложение подумать о характере своих персонажей посылали настырного режиссера далеко и надолго. Им важнее было заучить текст и произнести его перед камерой.
В итоге Быков развернулся и ушел. По решению суда режиссер выплатил неустойку компании «Кинотелефильм» — в размере, превышающем 2 миллиона рублей.
«Метод» — отстранили от монтажа
Быков — талантливейший режиссер авторского кино. Но в какой-то момент ему пришлось думать о заработке, о хлебе насущном. А самым приемлемым способом заработать он всегда считал продюсерское кино, где режиссер — по сути, наемный работник. Поэтому, когда его пригласили снимать «Метод», он согласился. А пригласили его во многом благодаря Константину Хабенскому, исполнителю главной роли: Хабенский видел фильм Быкова «Майор», который оставил у него мощное впечатление.
Для Юрия Быкова снять «Метод» — означало одновременно поработать с хорошим артистом, сделать «неформатный» и интересный для него проект, плюс заработать денег. Прежде чем приступать к работе, он посмотрел американские ленты «Ганнибал», «Декстер», «Настоящий детектив». Ведь целью продюсеров было — снять «русское НВО». И он его снял. А потом его отстранили от монтажа. Прежде такое уже было – Быков снял часть сериала «Время первых», а потом ему нашли замену.
К этому можно относиться по-разному. Сам режиссер убежден: это нормально для продюсерского кино, ведь это коммерческий проект, в котором окончательное решение принимает продюсер.