Бетховен и Джульетта Гвиччарди: любовь гения и кокетки
Музыкальное детство
Людвиг ван Бетховен родился в семье пьющего придворного певца-тенора, который пытался сделать из него второго Моцарта, нового музыкального вундеркинда. Малыш целыми днями или сидел за пианино, или упражнялся на скрипке, или зубрил теорию музыки. Если у него что-то не получалось, отец запирал его в погреб. В десять лет Бетховен уже виртуозно играл на фортепиано. Школу ему пришлось бросить в 11 лет, но он сам выучил итальянский, французский и латынь, а по ночам читал самые лучшие книги, от древнегреческих философов до пьес Шекспира.
Странный юноша
Бетховен мечтал учиться в университете, но в 17 лет ему пришлось начать работать, чтобы позаботиться о братьях. Он устроился альтистом в оркестр, но известен был своим мастерством игры на рояле – говорили, что равных ему не было не только в Германии, в мире.
Бетховен с юности казался странным. Одевался как попало, почти в лохмотья, ходил по улицам, размахивая руками и бормоча под нос музыку, дома у него всегда был чудовищный беспорядок... Ему с юности было плевать на внешнюю сторону жизни, его интересовало только творчество.
Полная глухота
В 26 лет Бетховен начал стремительно терять слух, в 40 он почти ничего не слышал, в 44 – был совсем глухим. Он думал о даже том, чтобы уйти из жизни, но музыка постоянно звучала в его голове, а это было главным. Партитуры сочинений Бетховена хорошо расходились, его слава величайшего фортепианного исполнителя бежала по миру, и он страшно боялся, что все узнают о его недуге.
«В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу. Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».
Однажды он не смог сыграть фортепианный концерт и решил отказаться от публичных выступлений. Его музыка становится все меланхоличнее, тревожнее и страшнее. Он максимально закрылся от мира, завел тетрадку, посредством которой общался с немногими близкими людьми: он писал им сообщения, они в ответ писали сообщения ему. А свою музыку придумывал, зажав в зубах карандаш — другой конец карандаша упирался в корпус рояля, и так Бетховен чувствовал вибрации. Свои самые прекрасные вещи он написал, когда слышал звуки только в своей голове...
Любовь Бетховена
А влюбился этот странный, невыносимый, гениальный, невероятно умный человек в пустую кокетку: «любил он всего сильней копну волос и мешок костей, ничтожество – вот было имя ей, но дурак ее звал королевой своей, как, впрочем, и ты, и я».
Было так: Джульетта Гвиччарди приехала в Вену, где тогда жил Бетховен, брать у него уроки музыки. Гений был сразу же покорен ее ангельской красотой. Уроки давал бесплатно, мечтал о женитьбе, хотя отлично понимал: он глухой, небогатый, не похожий на других, она – прекрасная, богатая, молодая... Одно печально: к музыке, кажется, способностей не имела вовсе.
Бетховен бесился, швырял на пол ноты, орал.... А потом раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения. Он был почти счастлив, ему казалось, что она его тоже любит... Лето они вместе провели в Венгрии, и там влюбленный Бетховен сочинил свою «Лунную сонату», посвятив ее Джульетте Гвиччарди.
Двадцать лет спустя
Дальше предсказуемо: юной кокетке быстро надоел глухой гений. Она начала интрижку с графом Робертом фон Галленбергом – он сочинял незамысловатые музыкальные пьески, и Джульетта решила, что он тоже гений. Она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию, и там продолжала веселиться и порхать, пока не встретилась с князем Пюклер-Мускау. Этот циничный альфонс обобрал Джульетту до нитки и продолжал требовать деньги, финансовые дела ее мужа тоже пошли на спад... Как-то жизнь забросила Джульетту в Вену, и она бросилась к Бетховену: Людвиг, во имя нашей великой любви, одолжите бедной женщине денег!
Друзьям Бетховен сказал, что категорически ей отказал (хотя не был скупым и готов был отдать другу последнюю монету). Джульетта ранила его слишком сильно. Когда композитор умер, в самом глухом углу его письменного стола нашли письмо «Бессмертной возлюбленной»: «Будь покойна; только спокойным отношением к нашей жизни мы можем достигнуть нашей цели — жить вместе; будь покойна, люби меня сегодня – завтра — о, какое страстное желание видеть тебя — тебя – тебя, моя жизнь, душа моя
– прощай — о, люби меня по-прежнему — не сомневайся никогда в верности любимого тобою Л.».