Анжелика и секс: как снимали главные эротические фильмы 1960-х годов
Когда в стране секса нет
Между прочим, фильм мог бы быть гораздо более откровенным, если бы Мишель Мерсье не отказалась сниматься в откровенных сценах и использовать вместо себя дублершу, прописав это в контракте. А чтобы у оператора не было соблазна «случайно» захватить объективом лишнее, поворачивалась к камере боком и наклеивала красные стоп-полоски на интимные места.
Советские критики гневно ополчились на этот «низкопробный и пошлый», по их мнению, фильм и, даже после того как кинопленку пустили под ножницы, вырезав любой намек на эротику (до 30 минут экранного времени), настояли на маркировке «16+». Впрочем, дети «до 16» все равно ухитрялись проникать на показы, прибегая к самым разным способам. Каждый из фильмов посмотрели 40 миллионов советских зрителей.
Серия романов о красавице-авантюристке Анжелике принадлежит перу Сержа и Анн Голон. На самом деле Серж был эмигрантом из СССР по имени Всеволод Голубинов, в 1920 году бежавшим от советской власти сначала в Стамбул (тогда еще Константинополь), а затем переехавшим в Марсель. Вместе с женой — Симоной Шанже — Всеволод начал писать остросюжетные любовные романы, взяв творческий псевдоним. Их книги стал популярными мгновенно. Можно сколько угодно обвинять произведения и фильмы про Анжелику в лубочности, но они вышли после долгой кропотливой работы с историческими фактами: Серж Голон три года проработал в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы XVII века.
Это само по себе удивительно, но в СССР первую книгу об Анжелике перевели в уже 1965 году (тоже сократив ее на треть), и в связи с этим событием супруги Голон впервые посетили Москву.
Вместо Брижит Бардо и Катрин Денёв
На волне успеха книг было принято решение об их экранизации. Поначалу роль Анжелики предложили главной на тот момент актрисе Франции Брижит Бардо. Но она, едва окончив съемки в другом костюмном проекте, отказалась, сославшись на усталость от корсетов. Будущая жена Владимира Высоцкого Марина Влади отказалась от роли Анжелики, поскольку не хотела играть в любовь с бывшим мужем, Робером Оссейном, которого отобрали на главную мужскую роль, и с которым они незадолго до этого со скандалом расстались. Джейн Фонда оказалась слишком «американистой», а Катрин Денев, которой через несколько лет предстояло сыграть проститутку по собственному желанию в фильме «Дневная красавица», показалась режиссеру слишком зажатой.
Как водится в таких случаях, исполнительницу главной роли нашли случайно, — придя в аптеку за реквизитом. 24-летняя Мишель Мерсье, дочь фармацевта и хозяина аптеки, к тому моменту уже была известной и популярной актрисой, — но не в родной Франции. Отдыхая от съемок, она помогала родителям в их аптеке. Брюнетку Мишель Мерсье пригласили на кинопробы. Режиссер картины счел их неубедительными, на что молодая актриса в гневе сорвала с головы бутафорский парик из золотистых волос и сказала все, что она думает. Этот момент остался на пленке и позволил всем убедиться в том, что перед ними самая настоящая Анжелика. К слову, парики на съемках Мишель Мерсье сдергивала то и дело — слишком уставала от них.
Киносериал об Анжелике выходил в течение пяти лет — по фильму каждый год (1964-1968). Мишель Мерсье оказалась невероятно популярной. Ее обожали мужчины, а женщины многих стран завидовали ей, но в то же время копировали ее макияж и прически. Но если в иных странах фильм показывали без купюр, то советским зрителям оставили невинные поцелуи и — о ужас! — обнаженную спину лежащей в постели Мишель Мерсье. Ну просто верх эротики!
Этого хватило, чтобы некоторые зрительницы, потрясенные и возмущенные, писали в газеты, требуя «прекратить разврат». Сексапильность исполнительницы главной роли, ее раскованность, скрыть было невозможно, даже оставив от картины рожки да ножки.
Быть Анжеликой
У мужчин, да и у женщин появился недостижимый идеал. После появления «Анжелики» в советских кинотеатрах огромной популярностью стали пользоваться парики блонд, девушки освоили макияж «под Анжелику» с использованием теней голубого цвета и подводки для глаз, перекрашивали волосы с светло-рыжий цвет, мечтали о форме носа, «как у Мишель Мерсье". Тогда же в гардеробе советских женщин появились бюстгальтеры модели балконет, прозванной "Анжеликой". Именно это деталь нижнего белья помогала декольте главной героини выглядеть особенно волнующим. Конечно, покупать их приходилось не в советских магазинах белья, а у спекулянтов за огромные деньги. Советские зрительницы захотели чувствовать себя желанными, привлекательными и сексуальными.
Связано это или нет, но именно в те годы, после появления на экранах советских кинотеатров серии картин об Анжелике, в стране резко повысилась рождаемость. Тогда же в ЗАГСах стали впервые регистрировать имена Анжелика и Анжела, которыми родители называли новорожденных дочек.
«Я залпом "проглотила" первый роман и влюбилась в героиню. Эта женщина была так похожа на меня! Супруги Голон одобрили мою кандидатуру, сказав, что я – настоящая Анжелика. Я получила роль, была счастлива и подписала контракт, что называется не глядя. Я согласилась сниматься за смехотворную плату. Съемки "Анжелики" проходили в течение нескольких лет, а получила я за это гроши, но и всемирную славу впридачу», — говорила актриса в своих интервью.
Сыграв в кино более 50 разных женских образов, она так и осталась Анжеликой. По договору за роль Анжелики Мишель Мерсье получила только гонорар. От проката — ни копейки, ни цента. Отказавшись сниматься в экранизациях других романов про Анжелику на тех же условиях, актриса оставила себе на память несколько платьев своей героини.
Химия на экране между Анжеликой и Жоффреем де Пейраком была исключительно плодом профессионализма. В жизни Мишель Мерсье и Робер Оссейн, чье настоящее имя Абрахам Гуссейнов, общались только по делу, с трудом переносив друг друга.
Сегодня, оглядываясь на те времена, которые принято называть «застойными», становится очевидно, что серия фильмов о дерзкой и раскрепощенной рыжеволосой маркизе спровоцировали в СССР настоящую сексуальную революцию. С тех пор на экранах появились и гораздо более откровенные фильмы, не оставляющие места фантазиям, но публика по всему миру до сих пор с интересом смотрит фильмы об Анжелике.
«Люди нуждаются в романтике. Красивые костюмы, страсть, некоторая лирика и атмосфера любви – все это составляющие фильмов, которые нравятся публике. Я думаю, что приключение Анжелики, книги и фильмы, будут известны ещё долгое время. Это произведение бессмертно. Ведь именно героиня произведения – Анжелика помогает осознать, что настоящая любовь существует и за нее нужно бороться!» — считает Мишель Мерсье.