Актриса, модель, церковная певчая: как Елена Метёлкина играла «нездешних» женщин
«Инопланетянка»
С детства Лена была для одноклассников «белой вороной». Ее дразнили, над ней смеялись. Высокая, худая, нескладная, с угрюмым взглядом огромных глаз, неулыбчивая... Она и не пыталась наладить отношения со сверстниками — гораздо интереснее ей было проводить время с книгами. Впрочем, к выпускному классу ситуация изменилась. На нее стали обращать внимание мальчишки, то, что еще недавно было недостатком, волшебным образом превратилось в достоинство. Лена стала очень привлекательной. И, поверив в себя, подала документы в Щукинское — решила стать актрисой.
Когда же не прошла по конкурсу — устроилась работать в библиотеку, а еще стала манекенщицей. В Доме моделей на Кузнецком мосту. Позировала для модных журналов, демонстрировала одежду в ГУМе. А потом начала выезжать с показами за рубеж. Иностранцы шептались про нее: «Совсем не советская!»
Как «бесполая» Нийя влюбилась
Однажды фото Лены в журнале мод увидел режиссер Ричард Викторов. Он собирался снимать фантастику, «Через тернии к звездам», и искал девушку на роль инопланетянки Нийи. Елена оказалась идеальной: отстраненная, рассеянная, близорукая, словом — странная. Викторов зорко следил, чтобы никто из съемочной группы не ухаживал за новенькой: Нийя по сюжету была бесполым существом, без эмоций, не умеющая чувствовать. Но однажды, снимая очередную сцену, закричал: «Лена, почему ты стала такой женственной? Ты что, влюбилась? Надо было запретить тебе все отношения с мужчинами до конца съемок!».
Запрещать было поздно: она в самом деле влюбилась. Сергей приехал в Ялту, где шли съемки, из провинциального городка. И Лена потеряла голову. Вернулась домой вместе с женихом. Родители не стали отговаривать: решили, раз молодые любят друг друга, надо поддержать. Только вот после скромной свадьбы Сергей не спешил искать работу. Зато Лена стала хорошо зарабатывать: «Нийю» узнавали на улицах, и такая известность была на руку дому моделей. А муж с удовольствием тратил то, что зарабатывала Елена. Сам же постоянно жаловался на «слабое здоровье» и лежал дома на диване. Даже рождение сына ничего не изменило. Он злился, когда малыш плакал, брезгливо морщился, когда жена меняла младенцу пеленки...
Потом выяснилось: Сергей был обыкновенным брачным аферистом, ему нужна была столичная прописка, а Лена была слишком молода и неопытна, чтобы разглядеть его сущность. Когда же все поняла — подала на развод. Пришлось нанять двух адвокатов: выписать Сергея из квартиры родителей и признать брак недействительным получилось с большим трудом.
Ещё одна «пришелица»
Зато в творчестве ей все удавалось. На съемках «Через тернии к звездам» Метелкина познакомилась с Киром Булычевым — он был автором сценария. Знаменитый писатель пригласил ее через три года сняться в другой картине по его сценарию — «Гостья из будущего». В роли Полины, сотрудницы Института времени, Елена выглядела очень органично: ну настоящая пришелица из будущего, ни на кого не похожая, с огромными «нездешними» глазами! Здесь можно прочесть о судьбах других актеров, сыгравших в «Гостье из будущего».
А вот работа манекенщицы закончилась в 1994-м: закрылся Дом моделей. Елене пришлось освоить профессию секретаря-референта. В кино если и звали, то на мелкие эпизоды, а сама она по киностудиям не ходила, себя не предлагала. Этот период совпал с ужасом в ее семье: отца Елены, офицера в отставке, оклеветали, и он, не в силах вынести позора, покончил с собой. Мама долго находилась в депрессии, жизнь стала для Метелкиной мучительной. Она вставала по утрам только ради сына — Саши.
Страшная смерть начальника
Чтобы зарабатывать на жизнь — устроилась вторым секретарем к крупному бизнесмену Ивану Кивелиди, подруги «сосватали». Проработала у него 5 лет. А потом Кивелиди убили: смазали телефонную трубку ядом. Погибла и первая секретарша. Елена осталась в живых только потому, что в тот день работала в другом офисе. Этот случай потряс ее, перевернул представление о жизни. Елена стала часто бывать в храме, беседовать со священниками... Ездила с паломничеством по святым местам. И поняла, что хочет связать свою жизнь с церковью. Устроилась в храм уборщицей.
Некоторое время Елена работала в интернате для ребятишек с врожденными особенностями. Там очень пригодились ее творческие наклонности: Лена придумывала развивающие игры для детей, учила их ходить по лестнице — некоторым это было очень тяжело... Выматывалась так, что едва до дома доходила. Потом снова была моделью, но недолго — ей было уже за 40, и популярность «инопланетянки» осталась в прошлом. Продавала обувь в магазине, была менеджером в центре по изучению языков... А когда и оттуда сократили, это не стало для Лены сильным огорчением: к тому времени она была уже воцерковленным человеком, и в материальном плане ей хватало малого.
Бывшая «инопланетянка» помогала священнику служить молебны в больницах, сопровождала его в святые места. Возможно, и вовсе осталась бы в монастыре, но чувствовала ответственность за сына и за маму: им нужно было уделять время и внимание. «Один монах сказал мне: "Сначала матушке глаза закрой, сына жени, а потом уж можешь посвятить себя церкви", — вспоминала Метелкина. Узнав о том, что Елена осталась без работы, настоятель взял ее в церковную лавку: "У тебя хорошо получается с людьми общаться". И она скоро поняла, что оказалась на своем месте. А еще Елена начала петь в церковном хоре. Это помогало ей забыть о неприятностях, помогало сохранить душевное здоровье.
Больше так и не вышла замуж
Сын Саша давно вырос, окончил Институт международных экономических связей, но по специальности работать не стал. Главное увлечение — техника: Саша классный автослесарь. Теперь мама за него спокойна. Единственное, что иногда вызывает приступ жалости к себе, — мысли о том, что не сложилась личная жизнь, что упустила свой шанс стать по-женски счастливой. Ведь Елене Метелкиной так и не встретился достойный мужчина, с которым она захотела бы связать свою жизнь. Но подолгу Елена не грустит. Она убеждена: никогда ни о чем не надо жалеть, раз так получилось — значит, так было надо. «Не беру жизнь как быка за рога, предпочитаю плыть по течению и верю, что оно меня в конце концов обязательно вынесет к чему-то доброму и хорошему». Мы уже рассказывали об актерах, которые, как Метелкина, стали заложниками одной роли.