Актриса без образования, многодетная мама: как Оксана Акиньшина всегда плывёт против течения и выигрывает
«Сёстры»
Оксана росла в лихие девяностые, взрослея в тренде того времени. Девушке с ярко выраженной индивидуальностью и независимым характером трудно приходилось в школе: не было контакта с педагогами. Отец был автослесарем, а мать – бухгалтером. Работали с утра до ночи, чтобы обеспечить семью. Оксана была предоставлена сама себе.
Акиньшина не признавала авторитетов и относилась к жизни со свойственным подросткам максимализмом. Ей исполнилось 12 лет, когда у неё появился парень и первая татуировка, она уже знала вкус алкоголя и начала курить.
Рослая красавица подростком попала в модельное агентство, где зарабатывала первые самостоятельные деньги, а с помощью него – на кинопробы к Сергею Бодрову-младшему. Сотни претенденток, занимавшихся в театральных студиях, пришли на кастинг, ожидая получить заветную роль. Но выбрал режиссёр дерзкую Оксану, которая не стремилась произвести впечатление, а просто была собой.
Съёмочная группа вспоминала, что Оксана сразу же ярко себя проявила. Особая химия была заметна и в «сестринском» дуэте с Катей Гориной. Несмотря на разницу в возрасте, девочки сдружились, поддерживали друг друга на съёмках. Актрисы-дебютантки за свои первые роли были удостоены награды «За лучший актёрский дуэт».
Акиньшину, не помышлявшую о большом экране, а мечтала она в то время быть ветеринаром или полицейским, закрутил водоворот кино. Она оставила школу – у юной красавицы не было отбоя от новых предложений.
«Лиля навсегда» – международная известность
Шведский режиссёр Лукас Мудиссон отсмотрел тысячи детей-актёров, прежде чем увидел Оксану, когда искал героиню для социальной драмы «Лиля навсегда». Она не просто воплощала его «Лилю», а превосходила её, отмечал режиссёр.
За 40 дней был снят фильм о девочке-подростке, втянутой в проституцию и попавшей в сексуальное рабство за рубежом. Акиньшиной приходилось импровизировать в кадре – режиссёр не знал русского языка и не мог оценить, насколько убедительны прописанные в сценарии реплики.
Абсолютно неопытной актрисе удалось вытащить на себе весь фильм. Ставка Мудиссона сыграла: картина была номинирована на множество международных премий, в том числе и выдвинута от Швеции на «Оскар». Юная Акиньшина собрала коллекцию кинонаград, став в том числе и «Лучшей актрисой» на Скандинавском кинофестивале в 2003 году.
Этот фильм сделал Оксану известной за рубежом. К девушке стали присматриваться и голливудские продюсеры. В 2004 году она сыграла в блокбастере «Превосходство Борна» в тандеме с Мэттом Деймоном. В 2006 году в фильме ужасов «Москва zero» с Вэлом Килмером.
«Игры мотыльков»
Международная известность и востребованность поглотили Акиньшину. Она закрутила роман с актёром Алексеем Чадовым. Молодые люди даже жили вместе, когда стали работать в совместном проекте – драме «Игры мотыльков».
Фильм стал знаковым для 16-летней Акиньшиной, потому что на съёмках она встретила мужчину, изменившего её жизнь – музыканта Сергея Шнурова. Он писал песни для картины. Актриса утверждает, что это не он, а она его заметила... и пропала. «Этот дурак явился на съёмки пьяный, просто никакой... А потом я уже осталась в его номере. "Ну чего? Раздевайся давай!" И дело пошло», – вспоминала актриса.
Скандальная пара на всю страну рассказывала о запоях, гулянках, сексе в экзотических местах. При этом количество проектов у каждого год от года увеличивалось. Оксана получила роль в отечественном фэнтези «Волкодав». Сергей занялся собственным телепроектом. Влюблённые встречались всё реже, чувства начали остывать. Отношения, длившиеся пять лет, завершились после очередного скандала. Оксана повзрослела и стала строить жизнь и карьеру иначе.
«Стиляги»
В 2008-м на экраны вышла музыкальная трагикомедия «Стиляги», где Оксана сыграла девушку Пользу. Как и прочие героини Акиньшиной, Польза – дама с характером. Акиньшиной удалось передать дух времени, подчеркнуть непокорность и самобытность героини. Даже в жанре мюзикла ей удалось передать всю сложность персонажа. Кинокритики отметили игру Оксаны, но ни одной кинонаграды за эту роль она так и не получила. Зато режиссёры смогли рассмотреть её многогранность.
Этот год был знаменательным для актрисы и в личном плане. У неё завязался роман с бизнесменом Дмитрием Литвиновым, спустя несколько месяцев пара сыграла свадьбу. Но брак был недолгим. Будучи беременной, Акиньшина ушла от супруга, а позже развелась с ним. Как и её героиня Польза, Оксана построила жизнь сама. О первенце Акиньшина мало рассказывает.
Акиньшина с возрастом стала скупа на откровения. Она тщательно охраняет личную жизнь. В тусовку не вписалась – слишком дерзкая. Зато с лёгкостью критиковала коллег, называла фильмы слабыми, а сценарии проходными. Множество проектов Акиньшина отвергла. Ей надоело сниматься в трагедиях и драмах. Она захотела попробовать себя в лёгком жанре.
«Самоубийцы»
Роман с певцом Алексеем Воробьёвым совпал с новым творческим периодом, когда Акиньшина пробовала себя в жанре комедии. На съёмках комедийного фильма «Самоубийцы» они познакомились и влюбились. Мирились, ссорились, сходились и расходились. За несколько месяцев прожили целую жизнь. Алексей, имевший множество романов с селебрити, был поражён невероятным темпераментом Оксаны.
Акиньшина продолжила сниматься в комедиях. Она украсила такие проекты, как «8 первых свиданий», «Супер Бобровы» и сериал «Беспринципные». Стремление к лёгкому жанру совпало с переменами и в жизни Оксаны. На съёмочной площадке актриса познакомилась с кинопродюсером Арчилом Геловани. Завязался тайный роман. Отношения пара рассекретила в 2012 году, появившись вместе на Московском кинофестивале. Оксана уже была беременна. В 2013 году она подарила супругу сына Константина.
Акиньшина сосредоточилась на семье, отдав себя материнству. Пара жила преимущественно за рубежом и в интервью того периода кинозвезда рассказывала, как для неё важен дом, очаг и ребёнок, а не кочевание по съёмочным площадкам.
«Как-то я заземлилась что ли или восполняю то, чего не было у меня в жизни. Мне кажется, я пропустила какой-то большой период самой для себя – какого-то такого спокойного созерцания, наслаждения миром», – говорила она журналистам.
Актриса всегда подчёркивала, что карьере предпочитает семью. В период второго замужества она отвергала даже выгодные предложения. По этой же причине не срослось и с театром, хотя Оксана мечтала блеснуть в свете рампы.
Но перерыв показал, что Оксана не была рождена домоседкой, она созрела для новых ролей и проектов. Возобновив работу, стала выбирать сценарии. Мужу-продюсеру это было не по нраву, но Акиньшина не собиралась ни перед кем отчитываться. Новые комедийные роли, совместная работа с бывшим возлюбленным Алексеем Чадовым в драме «Молот», появление на публике с Сергеем Шнуровым.
Поговаривали, что супруги расстались, а Оксана ушла в свободное плавание. Но в 2017-м Акиньшина сообщила, что родила дочь Эмми. Это была новость, которую актриса обнародовала через социальные сети, что тоже стало событием. Дело в том, что Акиньшина редко что-то публиковала, а позже призналась, что, сделав очередной пост, часто по настоянию продюсера фильма, в котором снимается, сразу удаляет приложение.
Небольшая пауза на декрет – и снова в строй. Акиньшина, несмотря на нарастающее недовольство мужа, продолжила сниматься. Кино стало неотъемлемой частью её жизни. Супруг-грузин, считавший, что место женщины у домашнего очага, не поддержал жену. Они расстались, а дети остались на попечении отца и свекрови.
«Чернобыль»: роман с Козловским
В 2020 году на экраны вышел российский фантастический триллер «Спутник», в котором Акиньшина блеснула в главной роли. Несмотря на фантастический сюжет, героине Оксаны снова пришлось спасать своего подопечного, как было в первой её картине – «Сёстры». Актриса вернулась к сложным персонажам.
Хотя российская аудитория приняла фильм неоднозначно, за рубежом он получил хорошие отзывы. Особо критики отметили игру Оксаны. Любимым же проектом самой актрисы стал отечественный фильм-катастрофа «Чернобыль», над которым вместе с Данилой Козловским Акиньшина работала два года.
После нескольких откровенных высказываний и совместных выходов в свет, СМИ стали подозревать, что между Данилой и Оксаной вспыхнул роман.
«Контейнер»
Избегающая отечественных сериалов, больше напоминавших мыльные оперы, Оксана заявляла, что не будет сниматься в сериалах. Но со временем пересмотрела свои взгляды. Акиньшина – одна из немногих актрис, которая честно и без прикрас оценивает внутреннюю кухню киноиндустрии. Она отмечает, что отечественная индустрия становится организованнее, появляется всё больше хороших сценариев и профессиональных режиссёров, а внимание продюсеров и зрителей смещается в сторону стриминговых платформ. Поэтому теперь Оксана принимает предложения сыграть в мини-сериалах.
Она получила главную роль в психологическом триллере «Полёт». А потом решилась на участие в сложном, по её признанию, многосерийном проекте «Контейнер». Акиньшина блестяще сыграла суррогатную мать, но пояснила, что именно жизненный опыт помог ей справиться с ролью.
В СМИ же в это время появилась информация, что Оксана ведёт судебные баталии с бывшим мужем об опеке над детьми. Хотя звезда не комментирует ситуацию, многие считают, что она решила забрать подрастающих наследников из Грузии в Россию.
P.S. О российских женщинах, которые не умеют быть счастливыми
Актриса с каждым годом придирчивее выбирает режиссёров и сценарии. В одном из интервью она заявила, что ей сложнее работать с режиссёром-женщиной, чем с мужчиной. Ведь женщины часто соперничают друг с другом. Высказалась она и о специфическом российском феминизме, чем вызвала недовольство женской аудитории. Но Акиньшина никогда не боялась плыть против течения, отстаивая право на собственное мнение ни в детстве, ни во взрослой жизни.
«Главная моя мысль вот в чём: феминизм в России отличается от феминизма Европы и США. Да, он как будто бы основан на идеях равенства, пришедших из Европы, но копнуть глубже – там найдутся жертвенность и обида, унаследованные от родителей. <...> Вот и получается, что российские женщины биологически не умеют быть счастливыми», — говорила она в интервью .
Похоже, 36-летняя Оксана Акиньшина всё ещё ищет свой рецепт счастья.