7 интересных фактов и два фильма режиссёра Владимира Мотыля
№ 1
Он был действительно гениальным, свободолюбивым человеком, поэтому всю жизнь с ним боролось управление культуры. Его первая картина «Дети Памира» была выдвинута на Ленинскую премию. За нее проголосовали единогласно, но в итоге премия досталась другому режиссеру. Его «Женя, Женечка и "Kатюша"» была признана худшей картиной по опросу журнала «Советский экран», а сейчас ее называют одной из лучших картин о Великой Отечественной. Позднее Мотылю запретили снимать фильмы совсем, но Григорий Чухрай пригласил режиссера снять «Белое солнце пустыни»...
№ 2
В 90-х годах Мотыль стал много снимать, но картины эти мало кто видел. Отечественное кино зрители в те времена не смотрели.
№ 3
Последним стал фильм «Багровый цвет снегопада», деньги на который подарил Мотылю Роман Абрамович. Режиссер отдал фильму все силы. Когда съемки были завершены и уже назначена премьера, Владимира Мотыля не стало. Он не дожил до премьеры всего две недели.
№ 4
Мотыль всю жизнь дружил с композитором Исааком Шварцем, написавшим музыку почти ко всем его фильмам.
№ 5
Владимир Яковлевич официально был женат трижды, причем первый и третий раз на актрисе, которую знал со студенческих лет – Людмиле Подаруевой.
№ 6
После развода с первой женой он влюбился без памяти в Раису Куркину, сыгравшую жену таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». Но отношения были тяжелыми, супруги не уживались из-за взрывных характеров, и прожив вместе шесть лет, расстались, а режиссер вернулся к первой жене –Людмиле. Бывшая жена приняла Владимира Яковлевича, тем более, что у них была общая дочь Ирина.
№ 7
Мотыль пережил жену на полтора года. Последней музой и большой любовью режиссера была Наталья Мажуга из Санкт-Петербурга .
«Женя, Женечка и "катюша" (1967)
Идея сценария фильма появилась у Мотыля после прочтения повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Владимир отправился в Ленинград, где в то время жил Окуджава, и предложил ему стать соавтором сценария. И он согласился. Причем, по словам Мотыля, оказался очень послушным соавтором.
Когда работа была закончена, и режиссер отдал сценарий на «Мосфильм», его благополучно закрыли как не соответствующий указаниям партии и правительства. Мешал еще тот факт, что Булат Окуджава, который тоже вызывал у многих подозрение, был соавтором. Тогда Мотыль поехал на «Ленфильм», в наиболее либеральное Третье творческое объединение Владимира Венгерова.
На роль Женечки режиссеру пришлось разыскивать актрису Галину Фигловскую. У нее было второе инженерное образование, и она трудилась в закрытом секретном учреждении. Когда ее нашли, она очень удивилась, так как к тому времени считала свою актерскую карьеру несостоявшейся.
На роль Захара Косых после первой же пробы прошел молодой актер Михаил Кокшенов.
Женю Колышкина блестяще сыграл Олег Даль, который, правда, провалил несколько проб из-за загулов с друзьями, но режиссеру был нужен именно он.
«Белое солнце пустыни» (1970)
Изначально «Белое солнце пустыни» должно было называться «Спасите гарем», а режиссером должен быть Андрон Кончаловский. Затем Кончаловскому предложили экранизировать «Дворянское гнездо», и он потерял интерес к этому фильму.
С картиной была та же история, что и с «Женя, Женечка и "катюша". Ее запретили показывать, но каким-то чудом она попалась Леониду Брежневу. Ему фильм очень понравился, так что благодаря ему "Белое солнце пустыни" смогли увидеть и зрители.
Сложно вспомнить, как фильм оказался талисманом космонавтов. Но одна из версий такова: в 1971-м году при спуске разгерметизировался космический корабль «Союз-11». Космонавты Волков, Добровольский и Пацаев погибли. Следующий экипаж «Союз-12» был отправлен в космос только через 2 года . Члены экипажа волновались, и психологи подобрали им для просмотра перед стартом «Белое солнце пустыни» — в то время только-только прошедший по кинотеатрам фильм.
Роль красноармейца Федора Сухова мог Георгий Юматов, но в то время у актера были проблемы с алкоголем. Тогда Сухова сыграл Анатолий Кузнецов, для которого роль стала самой знаменитой.
Младшую жену Абдулы играли две актрисы. В начальных сценах роль Гюльчатай исполнила актриса Татьяна Денисова, во время пересъемок девушку играла студентка Татьяна Федотова, а озвучивала роль Надежда Румянцева.
Только три «жены Абдулы» были актрисами, а других сыграли — баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Когда девушкам необходимо было идти на работу, их заменяли солдаты.
Роль жены Сухова Катерины Матвеевны исполнила редактор «Останкино» Галина Лучай, а тексты писем Сухова к супруге сочинил Марк Захаров
Роль Абдуллы принесла Кахе Кавсадзе всесоюзную известность. Одного из самых красивых актеров Дагестана Мотыль заставил раздеться и сняться полуобнаженным с одной из жен, но сцена не прошла цензуру.
Работники таможни до сих пор считают своим героем Павла Верещагина, и даже установили ему памятник во дворе московской Федеральной таможенной службы.
На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались Савелий Крамаров и Юрий Чернов, но сыграл её Николай Годовиков, человек без актёрского образования, который на момент съемок работал слесарем.
Фото: TASS, Legion Media, kino-teatr.ru