5 лучших фильмов Андрея Тарковского
«Иваново детство»
1962 год
Через три месяца после того, как Тарковский показал свою дипломную работу, его попросили снять фильм по повести Владимира Богомолова «Иван».
Фильм о 12-летнем мальчике, чье детство закончилось в день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестру, уже начинали снимать, но закрыли из-за низкого качества отснятого материала. Тарковский не сразу дал согласие стать режиссером картины, пока не придумал, как он будет ее снимать. По новому сценарию Ивану снятся сны: простое счастливое детство, которого он лишен. А в жизни происходит страшная нелепость, когда ребенок должен сражаться. Вместе с Кончаловским Андрей Тарковский написал новый сценарий, правда, в титрах остались прежние фамилии сценаристов.
«В создании своей первой картины я, честно говоря, руководствовался еще и такой задачей: выяснить, способен я или не способен заниматься кинорежиссурой, "– говорил Андрей Тарковский.
Первая полнометражная лента молодого режиссера была признана одной из лучших картин о Великой Отечественной и принесла множество наград, включая первого для СССР венецианского «Золотого льва».
Премии:
Венеция — Гран-при «Золотой лев»;
Сан-Франциско — «Золотой мост» лучшему режиссеру;
Варшава — приз Клуба польских кинокритиков за лучший фильм;
Люблин — приз «CzarciaZara» за лучший зарубежный фильм;
Нью-Йорк — «Серебряный лавр»;
«Андрей Рублёв»
1966 год
Биографическая лента о великом живописце, который, по словам Тарковского: «ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра». Его интересовало другое: характер, душевное состояние и великий дар русского живописца.
Роль Андрея Рублева стала первой для актера Анатолия Солоницына. Как вспоминала Инна Чурикова: «Солоницын снимался у Глеба (Глеб Панфилов) в телефильме "Дело Курта Клаузевица". И когда Тарковский увидел фотографию Толи у Глеба, он взял ее в руки и больше с нею не расставался... Так он нашел своего Андрея Рублёва». Позднее Анатолий Солоницын стал одним из любимых актеров Тарковского и снялся почти во всех его фильмах.
Премии:
Франция – приз Леона Мусинака за лучший иностранный фильм в прокате;
Канны – Приз ФИПРЕССИ МКФ (фильм демонстрировался вне конкурса);
Франция – «Хрустальная звезда» – премия Французской киноакадемии актрисе Ирине Рауш (Тарковской) за исполнение роли Дурочки;
Белград – Почетный диплом МКФ;
«Солярис»
1972 год
Экранизация Андрея Тарковского по повести Станислава Лема о первом внеземном контакте не понравилась автору книги, из-за чего Тарковский и Лем переругались. Одной из причин было то, что Тарковский не делал ставку на космическую картинку, масштабность и спецэффекты, а в свойственной ему манере передавал сюжет через диалоги персонажей, медленное движение камеры и психоделическую музыку.
Андрей Тарковский о фильме «Солярис»: «Может быть, фильм нужно было организовывать покороче, но я уже заметил за собой такую слабость: я люблю делать длинные картины, такие картины, которые совершенно "уничтожают" зрителя физически. Мне кажется, что фильм от этого превращается из развлекательного во что-то более серьезное...»
«Человечество спасёт стыд. Мы здесь для того, чтобы научиться любить. Нам не нужен никакой космос — нам нужно зеркало! Человеку нужен человек!»
Премии:
Канны – Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале;
Приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале;
Карловы Вары – Приз на XXVIII Международном кинофестивале;
Панама – премия за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 году.
«Зеркало»
1974 год
Одновременно драматичный и легкий, тяжелый и прозрачный фильм-исповедь главного героя был задуман еще до съемок «Соляриса». Автобиографичный сценарий был написан Тарковским в 1972 году, но съемки тогда запретили. Тарковский писал о своей детской драме, когда ушел из семьи отец – поэт Арсений Тарковский. Фильм–признание Госкино принимало 5 раз. Картину возвращали с целым списком длинных правок, а затем присвоили ей вторую категорию и показали только в трех кинотеатрах в Москве. Когда в Москву приехал представитель Каннского кинофестиваля, Андрей Тарковский был вынужден показывать фильм тайком. В Каннах фильм так и не был показан.
По итогам опроса 846 кинокритиков в 2012 году за «Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм Тарковского. «Зеркало» заняло 19-е место в списке величайших фильмов.
«Сталкер»
1979 год
В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Стругацкие еще не знали тогда, что сценарий им придется переписывать раз двадцать, но согласились из-за бесконечного уважения к режиссеру.
«Сталкера» снимали очень тяжело, даже мучительно. Сначала случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, Тарковский выгнал Рерберга с картины и заставил авторов еще раз переделывать сценарий. Новый оператор проработал всего две недели и тоже ушел, а все им отснятое Тарковский вновь уничтожил. Оператора удалось найти только с третьего раза, снимали по шесть дублей каждой сцены, а актеры за два года съемок были измотаны и клялись, что никогда больше не будут работать с Тарковским. В СССР фильм прошел в прокате неудачно, зато получил приз в Каннах, а режиссёр после этого – звание Народного артиста СССР.
Весной 1985-го года Тарковский закончил работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнал.