5 актрис, ставших воплощениями русской женщины и девушки в СССР
«Руслан и Людмила»: Наталия Петрова
На роль Людмилы режиссёр Птушко очень придирчиво искал актрису. Основной кандидатурой в Людмилы была актриса Антонина Пилюс (Хари из «Соляриса» Тарковского), но дочь Птушко и заодно его ассистентка решила не останавливаться в поисках и в конце концов предъявила идеальную, как ей казалось, Людмилу: студентку Московского института иностранных языков Наталию Петрову. Птушко-младшая буквально увидела её на улице, случайно. Её поразила необычайная нежность лица девушки.
Актёрский опыт Наталии режиссёра мало волновал. Ему важнее было создать картинку, кинообразы, как человеческие, так и фоновые, предметные. Похоже, экранизация Пушкина была для Птушко только предлогом для съёмок славянского фэнтези, на которое было бы сложно получить деньги от государства – де-факто сюжет поэмы был режиссёром очень сильно переработан.
Из-за яркости, явного доминировании визуальной концепции над игрой и сюжетом фильм сразу после выхода стали обвинять в отсутствии чувства меры, лубочности, китче. Тем не менее, зрителю он понравился. Замечательной находкой оказался физик Владимир Фёдоров, которого Птушко уговорил сняться в кино впервые в жизни, решив, что карлика Черномора должен играть настоящий карлик.
Что касается самой Наталии Петровой, то она вышла замуж за иранского предпринимателя и долго жила за границей. После смерти мужа вернула себе фамилию и успешно занялась бизнесом в Москве, хотя живёт в основном в Швейцарии. Но до сих пор её вспоминают как Людмилу и как человека из круга общения Владимира Высоцкого – их познакомил будущий муж Натальи, сам хороший приятель певца. Высоцкий уговорил Петрову сняться в ещё одном фильме, «Место встречи изменить нельзя», в небольшом эпизоде. Именно с ней танцует, а потом выбрасывает в окно в ресторане «Астория» главный злодей – Фокс.
«Морозко»: Наталья Седых
Одна из множества сказок Александра Роу у одних она была любимой, у других – вызывала некоторое раздражение образом Настеньки. Крутили сказку по телевизору часто, она считалась интересной и полезной детям. Глядя на Настеньку, девочки могли учиться, как быть правильной русской девушкой, а глядя на Марфушу – как неправильной.
Марфушу можно упрекнуть во многих недостатках – грубость, жадность, тщеславность. Но и достоинства Настеньки у некоторых вызывали оторопь. Казалось, у девушки даже своего дыхания нет. Готовность Настеньки покорно всё сносить, за что судьба её вознаградит богатством и мужем (что в жизни заканчивается совсем не так), несколько противоречила историческим примерам, на которых росли советские девочки.
На фоне множества эпизодов, где Настенька вела себя как человек, чьё место в собственной жизни последнее, глотком свежего воздуха были несколько сцен, где она словно оживала. Чего стоит ее отчаянный, но искренний жест – когда она надевает на наглеца Иванушку кадушку, после чего он и превращается в медведя.
Сыграла Настеньку москвичка Наталья Седых неполных шестнадцати лет. Собственно говоря, за наивное выражение милого лица и робкий детский голос её и выбрали среди других кандидаток в идеальные русские Настеньки – русоголовые, румяные и голубоглазые. Училась Наталья на танцовщицу, и Настенька была её первой ролью с именем. Впрочем, карьера в кино так и не задалась – остальные фильмы с участием Седых совсем не так известны, как «Морозко», а успех «Морозко» во многом стоит на актёрской игре Инны Чуриковой и Георгия Милляра.
Зато как танцовщица Наталья преуспела. После окончания Московского хореографического училища её приняли в балетную труппу Большого театра, а позже Седых доросла и до солистки. Актёрский же талант она раскрыла уже в зрелом возрасте, и не в кино, а в театре – с 1990 по 2006 год Седых играла в труппе театра «У Никитских ворот». Перед тем она десять лет провела замужем за композитором Виктором Лебедевым, автором музыки ко многим советским фильмам, в том числе к «Гардемаринам». В общем, незаметной и неяркой её жизнь не назовёшь.
«Снегурочка»: Евгения Филонова
Во времена, когда Островский написал свою сказку о снежной девушке, считалось, что берендеи – этнически славянское племя. Уже в наше время стало известно, что, будучи вассалами древнерусских князей, берендеи были тюрками. Тем не менее персонажи «Снегурочки» носят славянские (пусть и искусственно созданные кабинетными исследователями) имена, так что традиционно изображают их тоже славянами.
Среди множества кандидаток на роль Снегурочки выбор пал на Евгению Филонову, обладательницу тонких европейских черт лица. Большое значение сыграл цветотип девушки – ведь ей надо было передать холодность Снегурочки. Светлоглазая, с тонкой, очень светлой кожей и химически выбеленными волосами, Евгения Филонова смотрелась идеально.
Роль могла бы стать для Евгении трамплином в карьере, но развить успех помешали скромность и стыдливость. Она вышла замуж за такого же бедного молодого актёра, родила ребёнка, и жили они все втроём впроголодь. Когда Филонову звали на пробы, она отказывалась, потому что не могла представить, как предстанет перед камерой в обносках. А приличной одежды ей было негде взять. После нескольких отказов на Евгении просто поставили крест.
Большую часть актёрской карьеры в итоге составляли для Филоновой новогодние утренники. Чаще всего она играла, конечно же, Снегурочку, но если роль была занята – соглашалась и на Бабу Ягу, и работала с удовольствием и отдачей. Также Евгения играла в массовке и ролях второго плана в театре имени Гоголя.
Жизнь актрисы оборвалась трагически. В возрасте около сорока лет она узнала об онкологическом заболевании. Сделали операцию, но оказалось слишком поздно. Снегурочка истаяла на глазах, и это было гораздо страшнее, чем в кино.
«Садко»: Алла Ларионова
Ещё один фильм Птушко, который стал фэнтези-проектом под прикрытием экранизации онежских былин. Причём настолько успешным, что его переделали в США в фильм про Синдбада-Морехода, ставший очень популярным у детей и взрослых.
Перед съемками ассистентам было дано обычное наставление: найти на роль Любавы, возлюбленной Садко, женщину необыкновенной славянской красоты. Обыкновенная славянская к сказочной картинке Птушко не подходила, тем более, что по сценарию у Любавы роль была практически декоративная. Стоять да символизировать, чем родина краше зарубежья.
Москвичка (как и предыдущие актрисы) Алла Ларионова была в то время студенткой второго курса. Им запрещалось сниматься, но ассистенты сумели уговорить девушку. Едва увидев её, Птушко сказал: всё, Любава у нас есть. Её наставника, самого Герасимова, он взялся уламывать сам. И уломал. В результате первая же картина в карьере сделала Ларионову знаменитой.
Фильм произвёл фурор на Венецианском кинофестивале, и на молодую актрису посыпались предложения западных режиссёров. Алла то ли отклоняла их сама, то ли встретилась с противодействием чиновником – в общем, карьеру ей пришлось делать только и полностью в СССР, что, впрочем, произошло практически со всеми прославившимися на западе советскими актрисами.
Карьера эта оказалась воистину блистательной, а роли, на счастье актрисы, очень разными – режиссёры не дали ей застрять в одном амплуа. Алла играла фронтовую корреспондентку, дореволюционных помещиц, шекспировскую графиню и пионервожатую. Вышла замуж за другую советскую кинозвезду, своего сокурсника Николая Рыбникова. Увы, но в девяностых Ларионову практически перестали снимать.
«Иван Грозный»: царица Анастасия
В легендарной картине Сергея Эйзенштейна и актёры снимались легендарные. Так, роль царицы Анастасии – той самой, что на тринадцать лет смягчила сердце царя Ивана Васильевича и возглавила одну из крупнейших вышивальных мастерских в древнерусских княжествах, – досталась Людмиле Целиковской, предмету воздыхания сотен тысяч советских мужчин. Как раз перед «Грозным» Людмила стала звездой фильма «Воздушный извозчик».
Хотя макияж сороковых более чем странно смотрелся на царице Анастасии, Целиковской удалось передать характер исторического прототипа – она сыграла мягкую, любящую жену. Чтобы взгляд Анастасии казался искрящимся от любви, во время съёмок освещение направляли Целиковской прямо в глаза. Это было мукой, но сцены с её участием получились очень выразительными.
Каково же было горькое разочарование актрисы, когда после выхода фильма на экраны буквально все актёры с именными ролями получили Сталинскую премию... кроме неё. Сталин, видите ли, счёл, что царицы такими не бывают. А ведь из-за съёмок актриса потеряла не только часть зрения, но и постоянную работу в театре Вахтангова. Эйзенштейн сделал, что мог: выхлопотал восстановление актрисы в театре. Но добиться для неё Сталинской премии было выше его возможностей.
Вообще же роль Анастасии выбивалась из обычных для Целиковской персонажей – она играла девушек с сильным внутренним стержнем, способных отстоять свои границы и своё право на счастье. Такой она предстала и в «Воздушном извозчике», и в «Сердцах четырёх», и в «Близнецах» (где, кстати, осуждалось предвзятое отношение к женщине, родившей вне брака), и в «Беспокойном хозяйстве».
Из-за повреждённого зрения актрисе было трудно ориентироваться на съёмочной площадке, и чем дальше, тем труднее, так что с большими ролями становилось всё сложнее. Но свою кипучую энергию Целиковская нашла куда применить. Она стала незаменимой помощницей своего гражданского мужа, театрального режиссёра Юрия Любимова. К тому же у Целиковской было множество хобби – чем себя занять, она находила буквально каждую минуту.