Угостите Домового
Среди многочисленной нежити, которой наши предки — славяне населяли окружающий мир, Домовой находился ближе всех к человеку. Считалось, что он невидим и если и удавалось кому-то ловкому его приметить, то представал Домовой в образе маленького старичка, заросшего седой шерстью.
Злой или добрый?
Считалось, что Домовой любит хороших, рачительных хозяев — таким он незаметно помогает в работе, приглядывает за хозяйством, следит за животными. Если же хозяин ленив или пьяница, Домовой скорее всего поможет такому разориться или привести хозяйство в упадок. По повериям недолюбливает Домовой и неряшливых женщин, им он непременно постарается навредить — спутать волосы, припрятать нужную вещицу, рассыпать крупу. Домового любили и побаивались. При переезде в новый дом нужно было совершить особый обряд, прочитать заговор, чтобы он согласился переехать вместе с хозяевами, иначе семье грозила беда: «Хозяйнушка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье-бытье, на богачество!»
«Чур меня» или кто хранит Новый очаг?
Чур — еще одно древнее божество, близкое Домовому. Чура считали хранителем Нового очага. Его часто поминают в быту и в детских играх: «Чур мое!», «Чур меня», «Чур, я первый!», «чересчур» (через Чура) и так далее. Со временем это слово приобрело множество значений — магическая черта, круг, запрет, край, предел, граница. Изображение божка — деревянную чурку ставили в древности в поле на межах. Отсюда и пошли слова «чурка», «чурбак».
Угостите домового.
Задобрить Домового — угостить чем-нибудь и угодить можно было 28 января. В этот день за печкой оставляли горшочек с теплой кашей и немного хлеба, чтобы Домовой после полуночи пришел поужинать. Так или иначе, а образ этого существа прошел через века и, уже живя в многоэтажных домах, мы про него помним. И верим, что к нам Домовой все же будет добр.
А.С.Пушкин «Домовому»
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
С калиткой ветхою, И сей укромный огород с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
Фото: кадр из мультфильма