Подарила нам «Щелкунчика» и «Простоквашино»: умерла легенда «Союзмультфильма» Марина Восканьянц
В ночь на 4 октября в Москве умерла Заслуженный художник России Марина Восканьянц. В январе ей исполнилось 90 лет. О смерти легенды «Союзмультфильма», работавшей над самыми знаменитыми лентами, сообщил шеф-редактор студии Серей Капков. «Большие неприятности», «Три толстяка», «Дюймовочка», «Сказка о золотом петушке», «Фильм, фильм, фильм», «Бременские музыканты», «В стране невыученных уроков», «Конек-Горбунок», «Голубой щенок», «Трое из Простоквашино», «Волшебное кольцо», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пес» и так далее, и так далее»,- перечислил он некоторые работы Марины Константиновны.
Сергей Капков напомнил, что «визитной карточкой» Восканьянц считается гениальный танец Маши с метлой вокруг новогодней ёлки в вышедшем на экраны в 1973 году новогоднем мультфильме Бориса Степанцева «Щелкунчик». Не имея возможности танцевать из-за бронхиальной астмы, Марина Константиновна с 21 года занималась в Студии гармонической гимнастики, а в 46 лет сама начала преподавать ее в Московском доме ученых. Страсть к танцам она реализовывала, создавая танцевальные сцены в мультфильмах.
Режиссер и художник-мультипликатор Гарри Бардин рассказал порталу News.ru: «Я с ней работал над картиной по мотивам цыганской притчи "Прежде мы были птицами". Она была у меня задействована, потому как я знал, что она очень пластична. Она увлекалась танцами, ходила специально в какую-то студию заниматься. И весь эпизод с танцем в этом проекте делала Марина Восканьянц. Это было просто потрясающе, она была замечательной актрисой. Я буду вспоминать о ней всегда с благодарностью, потому что ее вклад в эту картину был неоценим».
Сергей Капков рассказал, что Марина Восканьянц впервые увидела мультфильм в 1939 году, когда ей было пять лет. «Перед началом сеанса в кинотеатре шёл концерт. "Какой-то мальчик лет семи, в красной рубашке, подпоясанный золотым кушачком, танцевал. Что он танцевал? Очевидно, русскую пляску. И я даже не знаю, что сильнее на меня подействовало – Дисней или этот мальчик", — вспоминала Марина Константиновна момент рождения в ней страстной любви сразу к двум направлениям творчества, танцам и мультипликации.
«Марина Восканьянц была дамой строгой, даже жёсткой в своих оценках, в общении», — отметил Сергей Капков. Он вспомнил, как в первые годы своей деятельности допустил ошибки в статьях об анимации. «Именно Марина Константиновна "врезала" мне по полной от лица сообщества. Другие постеснялись меня поправить. Я был раздавлен, но благодарен, поскольку понял, что любимый предмет надо изучить досконально, прежде чем выходить в публичное поле и строить из себя специалиста», — поделился журналист.
Марина Константиновна вырастила дочь Татьяну Подгорную, которая унаследовала дарование матери и также стала художником-мультипликатором. В 2024 году Восканьянц было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. За большие достижения в профессии ей в 2011 году в Суздале на церемонии открытия XV-го Открытого российского фестиваля анимационного кино был вручен почетный приз «За вклад в анимационное искусство». Художница долгие годы преподавала во ВГИКе и делилась мастерством с начинающими аниматорами.