Актриса Мария Куликова: «Однажды я заплакала при Ване и очень испугала его»
Как найти баланс между своей жизнью и жизнью ради детей? Имеем ли мы, матери, вообще право на некую «свою» жизнь? Как не сконцентрироваться только на материнстве — и как не впасть в другую крайность? Как не испытывать постоянное чувство вины, что ты что-то ребенку не додал? Эти вопросы возникают у любой мамы, поэтому мы решили обсудить их в прямом эфире в нашей группе в Одноклассниках — с популярной актрисой Марией Куликовой (кстати, героиней нашего июньского номера), телеведущей и мамой троих детей Ликой Длугач, а также нашим постоянным психологом Еленой Новоселовой. Трансляцию, которую вела главный редактор журнала «Новый очаг» Наталья Родикова, посмотрело больше миллиона человек — тема-то и вправду популярная!
Полный эфир программы «Мама или женщина» с участием Марии Куликовой
Мария Куликова высказала мнение, что идея о матери, которая должна буквально утонуть в детях, навязана социумом. При этом общество предъявляет огромные требования к тому, что должна уметь женщина-мать и как она должна правильно воспитывать ребенка. Мария тоже испытала это на себе, когда у нее родился сын Ваня (сын от первого брака — с актером Денисом Матросовым — прим. ред). Многие родственники критиковали ее и давали много советов об уходе за ребенком. Это формирует у молодой матери чувство вины, которое затем перерастает в то, что мама боится быть женщиной, боится уделять время себе, свои отношениям с любимым человеком. «Во всем нужен баланс, — считает Мария, — и в воспитании, особенно».
Лика Длугач: «Мать или женщина — это как мокрое с соленым. Не понимаю, зачем и почему нужно ставить перед собой такой выбор? Мы женщины — и это прекрасно, мы матери — прекрасно вдвойне, противоречия нет никакого. Ведь это прекрасно, когда твой ребенок говорит тебе: "Мамочка, какая ты красивая!".
Елена Новоселова: К сожалению, нас всех это мучает, но кто-то сумел преодолеть чувство вины, а кто-то — нет. Ведь действительно, как только ребенок рождается, только ленивый не скажет, что ты недостаточно хорошая мать. Старшие родственники всегда утверждают, что ты ничего не умеешь, атмосфера изначально пугающая, и нам сразу внушают этот комплекс вины.
Мария Куликова: У меня этот комплекс тоже присутствует. Когда я собиралась стать мамой, думала, что буду спокойной, как танк, но в первую же секунду, когда родился Ваня, все изменилось. Когда ты понимаешь, что должна потратить время конкретно на себя, это вообще катастрофа! Конечно, я стараюсь это изменить, но все равно пытаюсь посвящать себе как можно меньше времени. Например, совмещаю работу и маникюр, который могу сделать перед съемками. Или, например, окрашивание. Меня убивала история, что каждый месяц нужно заниматься окрашиваем корней, потому что это необходимо по профессии и так прописано в контракте. На это уходит очень много времени, которое я могла провести с Ваней. И я стала время от времени пользоваться домашней краской (с недавнего времени Мария — амбассадор краски Garnier Color Naturals — прим.ред.), и узнала, что на самом деле, не все так критично. Какие-то элементарные вещи я могу делать самостоятельно, если научиться, как правильно это делать.
С Ваней мы стараемся проводить столько времени, сколько возможно. Сейчас, в любой выходной день, мы куда-то идем или проводим хотя бы вечер вместе. У Вани прекрасный папа и замечательная няня, и он в хорошей компании, даже если меня нет рядом, я на съемках. Иногда я беру Ваню с собой на работу, ему там очень интересно, и я максимально стараюсь не прерывать эту связь между нами. Елена Новоселова заметила, чтосамые классные молодые люди вырастают у самых разгильдяйских родителей, которые не обязательно делают все «правильно», скорее, многое даже делают неправильно. «Мы так хотим быть хорошими мамами, — сказала Елена, — а что это такое, вообще никто никогда не знает».
Наталья Родикова: Как вы считаете, какой возраст у детей самый болезненный в плане расставания? Мама выходит на работу, а может, стоит остаться? Может, еще слишком рано выходить из декрета?
Елена Новоселова: Когда ребенок совсем маленький и есть любимая няня или бабушка, с которой ему интересно, то это не так болезненно. Я считаю, что мама нужна человеку больше всего тогда, когда он говорит: «Отстань от меня». Когда он подросток и уже большой. Но именно сейчас ему очень тяжело, и ему нужно знать, что мама рядом и она есть. Нам кажется, что чем меньше ребенок, тем больше он требует нашего присутствия. Только когда мама все время сидит дома с ребенком, она со временем может превратиться в мегеру из-за отсутствия эмоционального обмена с окружающим миром.
Важно не количество, а качество общения. Ситуации бывают разные, и мамы часто просто не могут не работать, ведь ничего нельзя предсказать в этой жизни.
Мария Куликова: Когда я не могу быть рядом с Ваней, я звоню ему и выстраиваю некую перспективу чего-то приятного. Мы начинаем обсуждать по телефону, что нас ждет в ближайшем будущем. Мы проговариваем это очень подробно, мечтаем вместе, куда пойдем и как там будет здорово, и в этом диалоге происходит общение.
Наталья Родикова: А что делать, если мама уже, как говорит Елена, «невротическая»? Даже если пошла в кино с мужем, все равно будет смотреть в телефон и переживать: а все ли там в порядке с детьми? Ничего ли дома не случилось?
Лика Длугач: Да, за последний год моя дочь два раза сломала руку, поэтому при любом звонке я превращаюсь в струну, и избавиться невозможно от этого. Даже если я в кино, и у меня телефон, я все равно украдкой напишу: все ли в порядке?
Во время прямого эфира зрители имели возможность задавать вопросы в комментариях. Один из вопросов, обращенных к Марии Куликовой, был о совместном хобби с ребенком — как найти его.
Мария Куликова: «Мы с сыном вместе готовим, очень любим это. И вы должны с ребенком проводить время. И очень важно, чтобы вам обоим это нравилось. Знаете, кстати, какой самый популярный поисковый запрос в интернете? "Игры с детьми, лежа". Смешно, но правда!
Елена Новоселова: «Детям очень важно, улыбается их мама или нет. Если она грустная, это может оставить тень на всю жизнь. Ваша улыбка и ваша гармония важнее, чем не очень вкусная каша и не очень чистые ботинки. Вы не должны шантажировать детей и играть своими эмоциями. Ребенку всегда хочется, чтобы их мама была счастливой, у него есть в этом потребность. Если вы несчастливы, он возьмет на себя это чувство вины. Это я плохой, это я виноват и я не могу».
На этих словах Мария Куликова вспомнила, как она однажды — единственный раз — заплакала при Ване и этим очень испугала его. Они занимались подготовкой к школе, и сын не хотел что-то прочитать в букваре, как Мария ни уговаривала его и как ни старалась. В конце концов, когда все доводы были исчерпаны, от бессилия Мария расплакалась. Ваня расстроился, схватил букварь и начал ходить по комнате, громко читая и спрашивая, стало ли маме лучше.
Обсудив влияние материнских эмоций на психологию ребенка, Елена Новоселова заметила, чтов определенный момент всем матерям нужно отпустить руку, как в детстве, когда ребенок только делал первые шаги: «Отпустите и продолжайте идти рядом. Так же, как вы шли, обороняя его сзади, когда он только учился ходить, чтобы не упал. Сделайте это. Матери — героические женщины. Мы отпускаем руку и умираем у входной двери до 5 утра, но это необходимо, иначе дети не проживут свою жизнь».
В конце программы Мария Куликова сказала, какой вопрос от зрителей понравился ей больше всего. Автор этого вопроса получит подарок — набор косметических продуктов от марки Garnier.
Ток-шоу «Героиня нашего времени»
Ток-шоу «Героиня нашего времени» — совместный проект журнала «Новый очаг» и социальной сети «Одноклассники». Проект задуман в рамках поддержки ежегодного конкурса «Героиня нашего времени», принять участие в котором может любая женщина, разместившая историю о своем вдохновляющем опыте на специальной странице нашего сайта. Победительницами становятся женщины, сумевшие изменить свою жизнь или жизнь окружающих к лучшему, исполнить мечту, преодолеть сложный период или помочь сделать это другим.