«Заживо погребены и задушены»: история Кукуевской железнодорожной катастрофы 1882 года, о которой забыли
Грязевая бедна
В ночь на 30 июня 1882 года пассажирский поезд №3, следовавший из Москвы в Курск, уже подъезжал к станции Бастыево. Ему оставалось лишь преодолеть железнодорожную насыпь, проложенную через глубокий и широкий Кукуевский овраг, но случилось страшное.
Из-за долгого проливного дождя в конце июня пропускная труба в овраге, имевшая чуть больше метра в диаметре, не сумела справиться с огромной нагрузкой и частично разрушилась, после чего насыпь оказалась буквально смыта. А на дне оврага, глубина которого составляла не менее тридцати метров, образовалось настоящее грязевое болото.
Когда поезд на полном ходу въехал на насыпь, локомотив тут же потащило назад — его потянули за собой падающие вагоны. Кондукторы последних четырех успели дернуть стоп-краны и смогли затормозить движение буквально в пяти-шести метрах от грязевой воронки — этим они спасли не один десяток людей. А вот первые семь вагонов рухнули вниз — один за другим.
Когда на место крушения прибыли спасатели, то им предстала ужасающая картина: прорванная узкая насыпь полотна дороги и огромный овраг, на дне которого лежали обломки вагонов, медленно погружающиеся в топкую грязь. А поверх них — бурлящий водный поток, выносящий из-под вагонов вещи и тела погибших пассажиров.
Гиблое место и дождь-убийца
В конце июня на здешние места обрушился ливень, который не переставал идти в течение двух дней. Затопило все низины и дороги, и лишь одна железная дорога продолжала работать без перебоев, так как вода не могла навредить чугунным рельсам. Зато навредила откосам глиняной насыпи через Кукуевский овраг, где и случилась трагедия.
Этот участок задолго до нее считался гиблым — земли здесь были болотистыми, из-за чего приходилось довольно часто чинить пути и подсыпать глину в покореженную насыпь. Но настолько сильно ее еще никогда не размывало. Однако трагедии все равно можно было бы избежать, если бы не обычное человеческое недопонимание.
На начавшееся разрушение насыпи обратил внимание машинист почтового поезда №4, ехавшего из Москвы и вставшего на станции Чернь, чтобы пропустить своего коллегу на том самом поезде номер три. Он предупредил его о проблемах с железнодорожным путем примерно на 290-й версте, и поезда разъехались.
Пассажирский поезд «Москва-Курск» отправился со станции ранним утром, причем, ехать ему пришлось в условиях очень сильной грозы и проливного дождя. Преодолев 290-ю версту, машинист расслабился и даже прибавил скорость, решив, что опасность миновала. Но его коллега ошибся — угроза таилась чуть дальше, на 296-й версте, где и находился Кукуевский овраг.
Опоздавшая помощь
Уцелеть в катастрофе удалось только тем людям, которые находились в последних вагонах. Один из них рассказал, что разбитые вагоны засасывало в грязь не мгновенное, а в течение нескольких минут: «Несчастные пассажиры хватались за доски, кричали и звали на помощь, но их относило водой и втягивало в болото... Подойти к ним и оказать помощь не было возможности, так как вся разъехавшаяся насыпь у нас на виду спускалась и задергивалась глиною, пока не всосала вагоны и они не исчезли из глаз...»
Пассажиры, которые не получили опасных травм, смогли добраться до Кукуевки, а оттуда — до станции Чернь. Но из-за непогоды телеграф не работал и помощь пассажирам погибшего поезда подоспела лишь через пять часов, когда большую часть вагонов поглотило болото вместе с людьми. Всех остальных доставили на станцию Мценск, где им была оказана медицинская помощь.