Зачем водить собаку в детский сад и чему там можно научиться? История Юлии Розовой
По образованию я филолог, преподаватель русского языка и литературы, а также коуч. О собаке я мечтала с детства, но только 13 лет назад она у меня появилась. Я взяла собаку из приюта, чтобы жить с ней счастливо! Но все пошло не так.
В те годы кинология предлагала достаточно жесткие способы «коррекции» поведения. Я наделала кучу ошибок и зашла в тупик. Но любовь к животным и привычка докапываться до сути привели меня к новым методам, которые я стала жадно изучать и совершенствовать. Так появился проект sputnik.dog, а когда пришло время, я обучила прекрасную команду, чтобы как можно больше людей могли получить помощь и поддержку на этом непростом пути.
Да, есть и другие причины — болезни, условия раннего развития, травматический опыт. Но на это мы уже не всегда можем влиять, тогда как жизнь в семье и опыт социализации — это то, что может являться профилактикой проблем поведения в более старшем возрасте.
И тогда я придумала детский садик. Сначала это была одна площадка для щенков, которую я вела сама. И первыми детсадовцами и собаками-ассистентами стали мои клиенты. Дальше им заинтересовались специалисты, мои коллеги, многие стали приходить ко мне на стажировки, а потом часть из них я приняла в команду, и мы стали открывать новые площадки в Москве. Сейчас их 6, они есть в каждом округе.
«Чего ты боишься, иди, поиграй»
Я не ставила глобальных целей, задача была — научить щенков вежливо общаться с другими собаками, чтобы впоследствии они вырастали комфортными компаньонами, лояльными к собакам любого пола, размера и вида. Методики я придумывала сама, основываясь на разных обучениях, исследованиях и собственных практических наблюдениях.
Щенки приходят в этот мир с разными стартовыми условиями, они определяются их индивидуальными особенностями. Например, есть щенки, которые изначально очень боятся собак. И часто их «судьбу» определяют два сценария:
- Их тащат к собакам насильно (чего ты боишься, иди, поиграй). Если они не готовы, то будут пугаться еще сильнее.
- Другой вариант – «не хочешь — не надо». И такая собака просто не получает опыта адекватного общения, тогда как собак в городе очень много — они встречаются на улице, в подъезде. И сценарий пойдет примерно так же, как в первом пункте.
Что делаем мы в детском саду?
Мы даем щенкам понаблюдать со стороны, как играют другие. Они могут отходить и подходить к игровой зоне по своему желанию. Это снижает тревогу и в какой-то момент просыпается интерес. Мы аккуратно подбираем такой собачке партнеров для игры или даем повзаимодействовать с собакой-ассистентом. У нас была одна собака (на минуточку, немецкая овчарка), которая провела за таким наблюдением четыре (!) занятия. Но потом она решительно вошла в контакт и с тех пор смело и спокойно общалась.
Другая особенность щенков — они играют слишком бурно и беспардонно: наскакивают на другую собаку, ставят ей лапы на голову, хотят кусать за хвост. Также они могут быть довольно навязчивы, если даже другая собака явно показывает дискомфорт. В собачьем мире так делать невежливо, но многие взрослые собаки это терпят, понимая, что перед ними «ребенок».
Мы обучаем щенков замечать сигналы дискомфорта других собак и вовремя отходить. Учим человека регулировать эти взаимодействия.
Наряду с опытом прогулок и общения, щенку нужно научиться регулировать свои эмоции. Без этого сложно представить и хорошую прогулку, и хороший контакт с собаками и человеком. Про это часто забывают и в тренинге, и при социализации. Емкость нервной системы щенка очень невелика. Он быстро устает, его процессы быстро сменяют друг друга: поиграл, поисследовал мир — нужно поспать.
Если же продолжать «выплескивать лишнюю энергию» в таком состоянии, можно прийти к хроническому перевозбуждению, дефициту сна и большим проблемам саморегуляции, которые потом трудно будет решить. Поэтому на занятиях мы максимально внимательно отслеживаем состояния щенка — учим замечать признаки перегрузки и даем много техник на расслабление.
На занятии раскладываем развивающую среду: сенсорные поверхности, что-то интересное понюхать, специальные предметы, через которые можно переступать, что-то изучать, погрызть или отдохнуть на коврике и даже поспать на ручках.
Наше обучение по большей части для человека. Группы у нас очень маленькие — от 2 до 5 щенков, это позволяет обеспечивать каждому участнику индивидуальное внимание тренера.
Наши «щенородители» рассказывают, что после занятия им вместе с щенком бывает нужно поспать и интегрировать полученный опыт, так это непривычно и сложно бывает.
Вообще все это звучит похоже на то, как работают с маленькими детьми. Многие методики, до которых я дошла опытным путем, я потом встречала в современно литературе про осознанное родительство.
Группы подростков, социальные прогулки и установка границ
Щенки милые и управляемые, если что, их можно просто «взять и унести». Но с подростком так не получится. Такова реальность нашего мира, когда подросток начинает доставлять проблемы — человек ищет решение. Постепенно я стала замечать, что по достижении 5-6 месяцев у щенка появляются новые задачи. Это уже переходный возраст. И подростки больше интересуются внешним миром.
И тогда я вывела в нашем детсаду отдельное направление — группы подростков. Сначала это был эксперимент. Мы брали по 2-3 подростка, потому что это более сложный для тренера формат, с подростками не расслабишься.
Оказалось, что это еще более востребовано, чем работа со щенками. К нам повалило огромное количество подростков со стороны, без тех навыков, над которыми мы работали в щенковых группах — видеть и понимать сигналы других собак и саморегуляции. И разница между подростками, пришедшими из детсада, и теми, кто у нас не был — оказалась колоссальная. В настоящий момент подростковых групп у нас получается примерно раз в 6-7 больше, чем щенковых, и мы смирились с этим.
Мы уже не работаем в развивающей среде на площадке, мы работаем в формате «социальных прогулок», то есть мы гуляем в парке в режиме реальной жизни, только под присмотром тренера и старшей собаки-ассистента.
Если же подросток слишком расходится и начинает «наглеть», старшая собака может на него мягко рыкнуть, поставив на место. Таким образом подросток получает опыт простановки границ мягко, без негативного опыта, который он мог бы получить просто на улице.
Владельцы собак часто жалуются, что им не с кем гулять, а у нас – целое сообщество
Самым удивительным для меня было то, что я даже не планировала. Все наши актуальные участники находятся в закрытом канале Телеграм, где идет запись на группы, а также есть чат, где все «родители» могут общаться, обмениваться интересным про собак и спрашивать совета у тренеров и друг друга.
Изначально чисто организационная группа переросла в сообщество (сейчас там около 300 человек), которая практически начала жить своей жизнью. Есть прогулки между нашими выпускниками и актуальными участниками, которые они проводят сами, без нашего участия. Многие владельцы собак жалуются, что им не с кем гулять, нет хорошей компании, нет «воспитанных» собак. А тут — целых 300 человек, которые точно знают, что делают и работают и живут с собаками в той же парадигме, что и ты!
Проект «Детский садик sputnik.dog» стал чем-то большим, чем я и другие тренеры, чем шесть площадок по Москве. На улицах появляется все больше собак, владельцам которых задают вопрос: а почему он у вас такой спокойный (воспитанный, дружелюбный, хороший). А где вы учились? И тут я возвращаюсь к своей изначальной идее — по уменьшению в мире агрессии в целом и по увеличению в мире счастливых собак и их людей.
Каким собакам полезно ходить в детский садик?
Наши клиенты — это щенки от момента завершения вакцинации и до 5-6 месяцев, затем они обычно переходят в подростки (до года), иногда подросток может ходить в группы и после года, при условии, что они уже немного занимались и обладают навыками саморегуляции. Если же к нам обращается «щенок» старше года, обычно мы предлагаем сначала индивидуальное занятие.
Как проходит обычное занятие в детском саду для собак?
Занятие длится от 45 минут до часа, но если мы видим, что щенку трудно, мы можем отпускать его пораньше. Всё происходит на улице, обычно это один из городских парков, на какой-то уютной полянке (если это щенки), где разложена развивающая среда, стоят мисочки с водой. Щенки могут играть друг с другом или изучать что-то интересное.
Иногда мы делаем особые тематические группы — например, ходим в кафе, отрабатывая «в полях» навыки городской собаки-компаньона.
Стоимость занятия в детском саду — 2000 рублей в группах для щенков, где от 2 до 5 щенков, и 2800 рублей — для подростков.
Что понадобится для занятий в детском саду?
Главное наше правило: накануне и в день занятия — никаких допонительных активностей, гостей, поездок к ветеринару или в груминг. Щенок или подросток должны прийти на группу в максимуме ресурса, хорошо выспавшимися, хорошо себя чувствующими. И после группы качественно «отоспать» полученный опыт.
Также наши группы предваряет теоретическая часть, где объясняются все этапы и процессы каждого возраста, особенности коммуникаций собак.
Зачем нужны собаки-ассистенты?
Собаки-ассистенты лучше, чем люди, замечают важные моменты общения. Когда кому-то из щенков некомфортно, они могут разделить их специальным сигналом быстрее, чем это заметит человек. Если нужно поставить щенка или подростка на место, собака-ассистент сделает это решительно, но мягко, бестравматично. Когда меня спрашивают, что должна делать или знать собака-ассистент, я говорю, что она должна просто быть и показывать собой пример: спокойного движения на поводке, спокойной реакции на людей, велосипеды.
В настоящий момент примерно половина собак-ассистентов — это наши бывшие щенки. У нас были на занятиях также котики-ассистенты. Это действительно редкость и важно, чтобы кот имел опыт с собаками, опыт гуляния и мог спокойно дойти или доехать к месту «работы». Поэтому, конечно, такие занятия все-таки редкость.