«Я понял, что мир не злой»: как живут выпускники детдомов, когда им помогают
Юра и Лена
«После детского дома стать человеком? Сложно. Многие загибаются — не умеют жить в обществе, контактировать с людьми», — говорит Юра, бывший воспитанник детского дома. В раннем детстве Юра попал в дом малютки, затем – четыре раза в приют, а после вместе с шестью родными братьями и сестрами его забрал детский дом. «Маму не видел давно, она без вести пропавшая. Наверняка, живая, но со мной не пыталась связаться. Да это и к лучшему. Не знаю во что бы я превратился, оставшись с ней жить. Может быть, давно в тюрьме сидел, а то и хуже. Я всегда к знаниям стремился. И Лена мне на многое открыла глаза», — делится Юра.
Со своей наставницей Юра познакомился шесть лет назад, и сразу понял, что они — на одной волне. Оба позитивные, активные люди, которые стремятся открывать новые горизонты. На каждой встрече Лена делала фотографии, по которым сейчас можно составить их историю, длиной в тысячи счастливых моментов.
«Мне больше нравилось разговаривать с воспитателями, директором, а не со своими ровесниками, – говорит Юра. – Нужен был взрослый человек, с которым можно пообщаться. И когда пришли волонтеры из фонда "Солнечный город" и объявили о "Наставничестве", я сразу захотел попробовать».
«Я хорошо помню день первой встречи, — рассказывает Лена, наставник. — В кабинет зашёл Юрка, высокий для своих лет, попивал кофе и делал вид, что не волнуется. А руки дрожали. Мы тогда сразу договорились, что в следующий раз будем блины печь. Я сковородку принесла, фартук. Очень по-домашнему вышло. Блины нашу дружбу и скрепили».
Лена и Юра проводили много времени вместе, гуляли в парках, пробовали свои силы на скалодроме, даже ездили на горнолыжный склон. «Я была в шоке от Юры! Он подготовился к нашей поездке, посмотрел ролики обучающие. А когда встал на сноуборд, сказал мне: "Лена, я знаю, как кататься!" У него почти сразу получилось, мальчишка заточен под спорт, — вспоминает Лена. — Я тогда не каталась. Была в положении, но никак не могла собраться с силами, чтобы Юре об этом сказать. Боялась реакции, мыслей, что он больше не нужен. Я советовалась с кураторами, встречалась с психологом проекта. Они подсказали мне правильные слова, помогли настроиться на беседу. Новость о том, что я стану мамой Юра воспринял радостно».
В течение всего проекта кураторы и психологи поддерживают связь с наставниками. Они помогают разобрать сложные ситуации, возникшие в паре, оперативно реагируют на тревожные сообщения о ребёнке и остаются на связи 24 часа в сутки. В командной работе сотрудники фонда и наставники вместе проходят кризисные периоды. И к моменту выпуска из детского дома у ребёнка и наставника складывается крепкая дружба.
Юра рассказывает: «Лена стала моим лучшим другом, который всегда подскажет, поможет словом. После выпуска отношения с ней только укрепились. Но был период, когда я отдалился. Я только вышел из детского дома и получил денежную выплату от государства — сумма накопилась немаленькая, и я, как и многие, её быстро спустил. Давал взаймы, делал необдуманные покупки. Я знал, что Лена не одобрит, но имея такую сумму, хочется тратить. Нельзя давать такие деньги человеку, который не знает, как с ними обращаться».
Наставники не только делятся своим жизненным опытом с подопечными, но и обучают простым повседневным делам. Берут с собой в магазин, рассказывают, учат готовить и передвигаться по городу, знакомят с семьей и показывают, как устроен их быт.
«Я увидел, как живет Лена, как в её семье всё устроено. Понял, что сам хочу от будущего. Сейчас учусь на техника, а когда окончу колледж пойду в армию. Возможно в вышку поступлю. Если честно, летом хотел бросить колледж — надоело учиться. А Ленка мне посоветовала не рубить сплеча. Я послушал, сделал свой выбор. Если мне нужен совет про учебу, отношения, то спрошу у Лены», — делится Юра.
Лена признаётся: «Наставник — это слово с большой буквы. Тот человек, который готов выделять своё время и силы на того, кому это очень важно. Не за деньги или зарплату, ведь мы волонтёры. Я точно знаю, что каждому ребёнку нужен человек из взрослого непонятного мира, который расскажет, как жить после выпуска из детского дома. Например, я делюсь своими историями из жизни, рассказываю и про те моменты, где я оступалась. Мне не стыдно. Ведь Юре это помогает делать выводы и принять собственное решение. У нас доверительные отношения, и нет тем, которые мы не обсуждали».
Кристина и Марина
Кристина была замкнутым ребёнком, редко общалась с людьми и мало кого подпускала к себе. Но четыре года назад после встречи со своим наставником Мариной, Кристина, как она сама говорит, «открылась».
«Наставничество призвано помогать детям, которые в этом нуждаются. Замкнутым, как я, тем, кто не доверяет людям и боится общества, — рассказывает Кристина. — Наставник социализирует такого ребёнка, чтобы он мог жить самостоятельно, обучаться, зарабатывать, строить планы и создавать семью. Я сменила множество разных детских домов. И там меня не учили тому, чему смогла Марина. Я благодарна ей за то, что она со мной».
«Своё детство я не помню, точнее, стараюсь забыть. Иду по тому, чему меня Марина научила, по её опыту. Она мне и в училище помогала, и в жизни. Даже просто в магазин сходить. Марина показывала, как рассчитываться на кассе, как пересчитать сдачу и сверить чек. И я сейчас могу ей в любой момент позвонить и спросить совета. Ближе, чем с Мариной, я ни с кем не общаюсь. Считаю её своей семьёй».
Марина сразу же увидела схожесть с подопечной: такая же скромная, тихая. Но найти общий язык удалось спустя время.
«Если чуть-чуть переусердствовать, то Кристина замыкалась, переставала со мной разговаривать. Я была осторожна и первое время боялась, что не подружимся, — рассказывает Марина. — Но обернулось всё иначе. Мы много гуляли, тренировали навыки взрослой жизни. Например, вместе ездили на общественном транспорте, заходили в магазин. Меня поразило, что Кристина не чувствовала "цену денег" и не понимала сколько вкусняшек можно купить на сто рублей».
После того как Кристина закончила 9 классов, стала учиться на штукатура-маляра. Но по состоянию здоровья решила сменить профессию. Сейчас девушка работает на автомойке и снимает комнату.
«Годы, проведённые в детдомах — тяжёлый период. Но выход в новую среду — ещё более трудный и страшный для ребёнка. В этот момент помощь наставника нужна как никогда. Всё, что я могу — это поддержать, похвалить Кристину. И есть за что! Она стала очень самостоятельной: работает, организовывает быт», — делится Марина. — «Наставничество — это хороший, нужный проект как детям, так и взрослым. Мы передаем другим частички тепла, которые вынесли из своей семьи. У каждого человека должен быть друг, который и поможет, и поддержит, и порадуется, и погрустит вместе с тобой. И для детей из детского дома такой человек — наставник».
Коля и Кристина
С самых ранних лет Коля ездил по разным детским домам и считался трудным подростком, не доверял людям. Мальчик прогуливал школу, ввязывался в драки. Не заводил ни с кем дружбу и боялся показать слабину.
«Я три раза подавал анкету, чтобы получить наставника. Очень хотел, чтобы им был мужчина, но мне в пару определили Кристину. Позже я понял, что главное, как человек к тебе относится, как поддерживает. Могли никого не дать — наставников мало, — делится воспоминаниями Коля. — Спустя время убедился, что ей можно доверять, и увидел то, чего не хватало самому. Искру, позитив, любовь к жизни. Начал понимать, что мир не такой уж и злой. Можно любить, чувствовать».
Встреча с Колей стала для Кристины важным этапом в жизни. Интересным, откровенным и разрушающим собственные внутренние границы.
«Контакт с Колей наладился сразу. Я пыталась заранее продумать вопросы, но этого было не нужно. Разговор сразу потёк масштабно, на глубокие темы: от хобби и увлечений до планов на жизнь. Меня поразила его открытость, настоящность. Он помогал проявляться моей детской радости, искренности. Мне нужно было время понять, что я пришла в проект не учить Колю, а самой научиться, — признаётся Кристина. — Колю много раз оставляли те, кто должен быть самым близким. И в нашей дружбе он обрёл свою нужность. Я всегда рядом».
Воспитатели из детского дома рассказали Кристине о главном увлечении Коли — он обожал музыку и писал рэп. Кристина поддерживала его в этом, советовала книги для расширения кругозора, а затем предложила записать свой трек.
«Я видела, что он опасается, до конца не верит. Но после того как была проделана большая работа, а песня записана, он убедился, что всё возможно. Для него это было важно! Коля проживает свои эмоции через слова, музыку».
Своим творчеством Коля хочет показать молодёжи, что мир вокруг — чуть больше, чем они могут представить. Он уверен, нет плохих людей, есть те, которые столкнулись с трудной ситуацией.
«Молодёжь часто идёт по неправильному пути. А почему? Подростки из детского дома теряются, не знают, куда податься и к кому пойти за помощью. Они зажатые, злые из-за обид. Нужно к ним мягче относиться. Они нуждаются в помощи. Дети, как цветы жизни — без внимания и ухода не выживают. Своему ребенку я дам всё возможное, создам семью, которой у меня не было, — говорит Коля. — Наставник не пройдёт мимо трудностей подростка, оградит от неправильных решений. Если бы не Кристина, я не знаю, кем бы я был».
Иногда Кристине казалось, что Коля не слышит её, пропускает советы мимо ушей. Но позже она убеждалась, что все ситуации из жизни и опыта, которые Кристина рассказывала Коле, он перенимал.
«Мы с ним много разговариваем, рассматриваем проблемы с разных сторон. Иногда он просит совета, а иногда его нужно просто выслушать. Наставничество — это школа жизни. Увидеть себя без привычной маски, понять, какой ты на самом деле, умеешь ли слышать и слушать. Это сложная работа, но классная. Ты не можешь просто отправить деньги в фонд или купить подарки на Новый год детдому. А отдаёшь своё время, эмоции, переживания», — рассказывает Кристина. — «Когда дети, живущие в строгой системе, соприкасаются с жизнью наставника — их мир расширяется. Они видят другие грани жизни, другие возможности. Знакомятся с профессией наставника и его увлечениями. Освобождаются от системы и отпускают многие страхи, связанные с выпуском из детдома. Я видела, что многие дети очень ждут наставников, они по-настоящему нуждаются в таких друзьях».
Что такое проект «Наставничество» и как ему помочь
Проект «Наставничество» фонда «Солнечный город» позволяет подростку обрести человека, который будет для него примером и покажет жизнь, открывающуюся за стенами детского дома. Подростки делятся с наставниками — своими старшими друзьями, мыслями, проблемами и находят в них поддержку. Фонд «Солнечный город» уже нашёл наставников для 550 подростков по всей России. Чтобы в этом году ещё 200 подростков нашли своих старших друзей, а существующие пары регулярно поддерживали психологи и кураторы, нужно 16 800 000 рублей.
Как можно помочь? 11 апреля ежегодно проходит Акция «День заботы за день работы»: на сайте деньзаботы.рф можно обменять стоимость часа своей работы на помощь детям-сиротам. В этот раз сбор средств объявлен на реализацию проекта «Наставничество» в 13 регионах России. На этой странице можно сделать пожертвование, которое пойдет на оплату профессиональных кураторов и психологов (сами же наставники сопровождают ребят бесплатно, на волонтёрских началах).
Фонд «Солнечный Город» — один из немногих региональных фондов, которому удается влиять на федеральную повестку, добиваться изменений на законодательном уровне и реально менять систему социального сиротства в России. За 13 лет системной работы фонд поддержал уже 30 тысяч детей-сирот.