«Я ещё не знала, что беременна дочкой и у неё синдром Дауна»: история одного оркестра
До рождения Маши
2008 год, лето. Маленький, почти сельский аэропорт острова Родос залит солнцем. Рейс до Москвы задерживается на 11 часов. Татьяна, обнимая дочек, вглядывается в лица пассажиров. Скорей бы домой! А там — снова хлопоты. У девчонок — уроки по джазовой импровизации, языки, балет, учёба в престижной школе. В доме надо навести порядок и мужа с детьми накормить. А на работе снова скопилась отчётность и документы на подпись. Скажи кому из однокурсниц 20 лет назад, что Татьяна получит ещё одно образование, пройдёт ступень МВА, станет главным бухгалтером и финансовым директором — не поверили бы. Всё-таки где музыка и фортепиано, а где — финансы и бухучёт. Хотя и к такой работе Татьяна подходила нестандартно. «У вас творческий подход к балансам»,— отмечал с улыбкой руководитель. «Да, для меня это песня, иначе вынести такое невозможно», — шутила она в ответ. Взгляд задерживается на лётном поле — таком маленьком, что пассажиры ходят по нему пешком. Только что приземлился самолёт, и Татьяна всматривается в небольшую группу людей, которые вышли по трапу и идут странной походкой парами к зданию аэропорта. Во главе — человек с флагом Швейцарии. В зале ожидания Татьяна видит, что это люди с синдромом Дауна — раньше она о них слышала и читала, но лично не встречалась. Не успев взять себя в руки, уже выводит девочек в другой зал.
Девочка родится с синдромом Дауна. А спустя пять лет после той встречи с особенными людьми на Родосе Татьяна Орехова создаст первый в России инклюзивный оркестр.
«На кого она у вас похожа?»
Как и во всём, что делает, к беременности Татьяна подошла основательно: долго выбирала и решила наблюдаться в хорошем частном медицинском центре. Беременность протекала нормально. Все показатели были в порядке, врачи — спокойны, Татьяна с мужем и дочками ждали родов и готовили квартиру к встрече нового человека.
29 января 2008 года начались роды. Не прошло и минуты после родов, как врачи подбегают к Татьяне: «На кого она у вас похожа?» Татьяна без сил, всё путается, к чему сейчас такие вопросы? Какая разница? Но врачи настаивают: «Вы не думали, что у вашего ребёнка синдром Дауна?» Как гром среди ясного неба. Не может быть — ни УЗИ, ни анализы не давали поводов для тревоги, это невозможно. До конца не веря в то, что случилось, Татьяна нашла в тот же день силы связаться с отцом Андреем (Тороповым). Много лет он был старшим священником Дивеевского монастыря, и Татьяна, не раз посещавшая Дивеево с паломниками, знала его как чуткого и внимательного батюшку. На второй день отец Андрей приехал в роддом и окрестил девочку — и в крещении, и в миру ребёнку дали имя Мария. Потом ещё не раз в молитве Татьяна будет спрашивать: «За что?» Но через несколько лет начнёт задавать — не только Богу, но уже и себе — другой вопрос: «Для чего?»
Долго Татьяна никому не говорила об особенностях ребёнка. Страшно переживали и мама с мужем. Старшая дочка сказала: «Ну что есть, то есть. Ничего, будем жить и помогать друг другу». Потом дети выросли, закончили один из лучших вузов страны, начали работать и создали свои семьи — средняя живёт в Москве и поддерживает по силам, старшая уехала в Австралию, но всегда на связи. Мама помогает Татьяне и Маше всем, чем может. А муж не смог выдержать новые обстоятельства жизни, и они расстались.
Возвращение к музыке
Татьяна родилась и выросла в Ростове-на-Дону. И всегда хорошо училась — школу закончила на отлично и поступила в Ростовское училище искусств на педагога по классу фортепианной музыке в детской музыкальной школе. В 19 лет Татьяна уже была квалифицированным учителем. После окончания на Международном конкурсе пианистов имени Шопена, где Татьяна была в составе организаторов, молодую талантливую учительницу заметили поляки. И вскоре по приглашению Института Фредерика Шопена Татьяна уехала преподавать в частную музыкальную школу в Польше. Но пришлось вернуться в Россию. Начало 90-х, работы и денег нет, зарплаты у учителей маленькие, а работа музыканта крайне нестабильна — сегодня выступление (а, значит, и гонорар за него) есть, завтра — нет.
Уехала в Москву и поступила на экономический факультет Института стали и сплавов (Национальный исследовательский технологический университет МИСиС). Ни дня не работая по специальности «инженер-экономист чёрной металлургии», Татьяна ушла с головой в работу бухгалтером и в семью — с будущим мужем познакомились в институте, где он был лаборантом.
С рождением Маши всё изменилось — Татьяна ушла в декрет и снова начала учиться. Она хотела понимать Машу, её потребности. И знать, как с ней общаться, а также какая коммуникация комфортнее для самой девочки. И получила магистерское психолого-педагогическое образование в МГГУ им. М. А. Шолохова (в 2015 г. был присоединён к МПГУ). А после поступила в аспирантуру Московского педагогического университета по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (Дошкольное образование)» и написала диссертацию «Интеграция разнообразных форм деятельности как фактор развития творческих способностей дошкольников», которая была рекомендована к защите на соискание кандидата педагогических наук.
Когда Маше пришло время идти в садик, Татьяна отправилась с ней. Саду нужен был музыкальный руководитель, но работа со своей спецификой — и здесь пригодилось и первое музыкальное образование, и последнее психолого-педагогическое.
Рождение оркестра: «Сначала занимались на колокольне»
Работа с особенными людьми требует особенного подхода. Так, человек с синдромом Дауна аритмичен, ему трудно одновременно читать по нотам, играть, слушать себя и других музыкантов. Татьяна, сама играя на инструменте, мечтала обучить и младшую дочь. Так повелось, что все дети в семье ходили в музыкальную школу, и для Маши Татьяна тоже хотела найти такое место. Но нигде — даже в студии или в кружке — не было места ребёнку с синдромом Дауна. Ни условий, ни учителей, ни методики.
На курсах повышения квалификации для садика Татьяна окунулась в мир детской дошкольной психологии в музыкальной педагогике. И поняла, что музыка — это ведущий вид деятельности и в садике один из главных предметов, который пробуждает все высшие нервные функции: речь, мышление, память, воображение.
Когда Маше было пять лет, они с мамой записались на подготовку к школе таких же детей с особенностями, где познакомились и с детьми, и с их родителями. Татьяна увидела, что никакого досуга у ребят с ментальной инвалидностью нет, их семьи живут в изоляции, а у родителей нет права на передышку.
Однажды, во время паломнической поездки в Псково-Печёрский монастырь у Татьяны случилась встреча со старцем Адрианом, который сказал: «Никому не отдавай своего оркестра, ты всему научишь свою дочь». И с этого благословения начался оркестр «Солнечные нотки» — Татьяна решила, что сама даст музыкальное образование Маше и другим детям. Из детей с подготовки к школе собрались и первые участники оркестра — помимо Маши, ещё четыре ровесника девочки и 17-летний мальчик с РАС (расстройство аутистического спектра). Начали заниматься по субботам на колокольне храма Вознесения Господня при детской воскресной школе. А потом прорвало отопление, и оркестр вынужден был искать пристанище. Новым домом коллектива стал Дом культуры «Гайдаровец» на Курской. А через пять лет случился ковид, который удивительным образом сыграл на руку оркестру. Энергии Татьяны хватало не только на занятия, но и на организацию процесса. Оркестру стали помогать в Министерстве труда и социальной защиты — и получилось снять хорошее вместительное помещение на Бауманской.
Первые три года существования оркестра Татьяна Орехова совмещала в одном лице все роли — была единственным преподавателем, концертмейстером, дирижёром. Со временем подтянулись другие профессиональные музыканты, которые разделяли ценности оркестра и научились работать с особенными ребятами. Сарафанное радио в среде семей с особенным ребёнком работает быстро — и вскоре в Москве уже все знали о существовании необычного оркестра, куда родители могут привести ребёнка и не бояться, что не хватит средств на занятия, так как для семей все занятия проходят бесплатно.
«Солнечные нотки» — это целая экосистема
Дети с особенностями в состоянии освоить музыкальную грамоту, но для этого нужны процессы, опирающиеся больше на чувства и эмоции. Нужна методика, которую и преподают специалисты оркестра. Для детей оркестр — это настоящий прорыв. Здесь и социальная адаптация — в оркестре ребята учатся общаться и работать друг с другом. И реабилитация — дети больше не боятся выражать себя и играть. Это доказательно того, что люди с особенностями могут быть интересны и востребованы. А для родителей — передышка и возможность заняться своими делами.
В оркестре ребята по специальной программе осваивают сольфеджио, мелодику, изучают музыкальную литературу, учатся играть на фортепиано, блокфлейте, саксофоне, кларнете, ударной установке, поют и танцуют, создан оркестр для мам. А ещё педагоги всё время открыты новому и придумывают новые приёмы — например, электронные ноты «Музыкальный тьютор» (программа обучения коллективному исполнению произведения по электронным нотам).
В основном составе оркестра около 50 человек в возрасте от пяти до 30 лет с различными особенностями развития: синдром Дауна, органическое поражение нервной системы, РАС (расстройство аутистического спектра). Послушать записи оркестра можно на сайте проекта.
Сегодня «Солнечные нотки» — это не просто инклюзивный оркестр из Москвы, а целая экосистема, которая за 10 лет дала новую жизнь более чем 100 воспитанникам. Кроме регулярных занятий с ребятами, это и участие в международных и российских конкурсах, ежемесячные концерты, созданные оркестры в Ростове-на-Дону, Дзержинске и Нижнекамске и уже ежегодный всероссийский фестиваль инклюзивных оркестров «Солнечная музыка», который прошёл в начале декабря. А недавно Татьяну пригласили в один из подмосковных психоневрологических интернатов — пообщаться о возможности создания оркестра на базе ПНИ.
«Солнечные нотки» являются обладателями гран-при Московского городского конкурса «Музыка ХХ-ХХI века», лауреатом международных конкурсов. Оркестр выступает по России — Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи, Рязань, Псков, Ярославль. А также за рубежом — Франция, Германия, Литва, Молдова, Южная Корея.
«Хотим сыграть на Красной площади»
Сейчас Маше 15 лет, но мама говорит, что от неё до сих пор пахнет молоком, как от младенца. Больше всего Маша любит играть в оркестре. Как и другие воспитанники оркестра, она готова часами заниматься музыкой. Девочка играет на фортепиано и параллельно учится на блокфлейте, саксофоне и ударной установке.
Произведения для оркестра педагоги выбирают тщательно — обязательно должно быть красиво и интересно. Если будет что-то скучное — можно и на голове стоять, любые пряники предлагать, но дети с синдромом Дауна и с РАС этого учить не будут, очень уж избирательны. Произведение может быть простым, но должно иметь какую-то изюминку. Потому и музыка, видимо, получается солнечной, потому что выбрана по любви.
Мечта у оркестра сейчас одна — принять участие в фестивале «Спасская башня»: «Такого уровня оркестра нигде нет ни в одной стране. Вот если бы нам дали по Красной площади пройти нашим инклюзивным оркестром, и не просто пройти, а сыграть...», — мечтательно улыбаясь, говорит Татьяна Орехова. Кажется, что для Татьяны возможно всё.