В Японии работает «Ресторан ошибочных заказов» — здесь просишь одно, а приносят другое

«В этом ресторане никто не знает, получите ли вы то, что заказали», — так звучит девиз заведения.
В Японии работает «Ресторан ошибочных заказов» — здесь просишь одно, а приносят другое
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders

Уникальный эксперимент провели в Токио. Там открыли ресторан, где плохо обслуживают клиентов, но они этому только рады. Вы заказываете салат, а вам приносят суп мисо. Упс! Вам хочется рыбы на гриле, а вы получаете суши. И такое тоже бывает! А может случиться и так, что официант выпьет напиток, не донеся его до столика — и никто не будет обижаться и требовать уволить работника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что же творится в этом заведении? Дело в том, что у всех официантов и официанток деменция. Здесь она воспринимается не как недостаток, а как особенность и основная квалификация для работы. На многочисленных видео от людей, посетивших заведение, пожилые сотрудники снуют с улыбкой на лице. Они отзывчивы, общительны, любезны, счастливы — так же, как и гости ресторана, которые в два-три раза моложе них.

ресторан ошибочных заказов
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders
Вместо распространённой реакции на деменцию как на пугающую, угнетающую и изолирующую болезнь, здесь она воспринимается людьми прямо противоположным образом: посетители описывают этот опыт как милый, забавный, весёлый и комфортный.

Одна пожилая женщина провожает гостей к столику, а затем не уходит, а садится рядом с ними, забыв, что нужно делать. Другая подает горячий кофе с пластиковой соломинкой. Еще одна сотрудница пытается крутить большую мельницу для перца, не следя за тем, куда попадает приправа. Все за столом бросаются помогать и с криками «У нас получилось!» радуются её успехам. В этом ресторане неважно, правильно ли выполняются заказы. Важно взаимодействие с людьми, которые чуть больше уязвимы, чем все остальные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ресторан ошибочных заказов
Режиссёр Широ Огуни
Соцсети

Автор и основатель проекта — японский телережиссёр Широ Огуни. Идея создать такой бизнес пришла ему в голову после встречи с группой людей, живущих в доме престарелых. Когда наступило время обеда, Огуни заказал стейк, но вместо него ему принесли японские гёдзе. Он хотел возмутиться, но, когда увидел, как все вокруг с аппетитом уплетают те же самые пельмени, решил, что лучше промолчать и в итоге получил удовольствие от обеда, хотя изначально хотел другое блюдо. Широ понял, что находится в другом мире, где всё устроено по-другому. Здесь люди совершают ошибки, но на самом деле они не причиняют вреда. Так почему бы просто не принять то, что он получил как знак уважения к трудностям, с которыми сталкиваются люди с прогрессирующей деменцией, проявив доброту и смирение?

«Как и у всех остальных, моё представление о деменции поначалу было негативным: я думал, что люди с когнитивными нарушениями "радикально забывчивы" и "просто бесцельно бродят". Но на самом деле они могут готовить, убирать, стирать, ходить по магазинам и делать другие "нормальные" вещи», — описывает свои чувства Широ Огуни.

Изначально ресторан задумывался как разовая акция с целью привлечь внимание к проблеме. Для Японии, «общества сверхстарения», это особенно важно — прогнозируется, что к 2025 году деменцией будет страдать каждый пятый житель страны! Заведение впервые открыло свои двери в 2017 году всего на пару дней. Это стало возможно благодаря щедрым добровольным пожертвованиям — около 115 тысяч долларов было собрано командой Огуни через краудфандинговую платформу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ресторан ошибочных заказов
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders
ресторан
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders

Опросы показали, что 37% заказов в заведении были поданы ошибочно, но при этом 99% клиентов остались довольны едой. Положительные отзывы и большой интерес к ресторану заставили организаторов продолжить работу. Поначалу Огуни боялся, что его «Ресторан ошибочных заказов» может превратиться в «Ресторан злого смеха». Он не хотел бы, чтобы к проявлениям деменции относились как к «карнавальному представлению», чтобы из его сотрудников делали посмешище. Опасения оказались напрасными: на самом деле, когда гости видят улыбки и радость официантов, их желание работать несмотря на проблемы со здоровьем, они тоже испытывают радость, иногда даже плачут от прилива эмоций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь негативный образ деменции сменяется позитивным. «Деменция не определяет личность человека, это лишь часть того, кем он является. Люди есть люди. Изменения происходят не с ними, а в обществе, — отмечает Огуни. — Если развивать терпимость, можно решить практически любую проблему». По словам режиссёра, в последние десятилетия в мире активно продвигался образ «крутой Японии», но для него «душевная Япония» не менее важна. Огуни хотел бы показать образ страны, в которой царит тёплая, комфортная атмосфера, где люди возвращаются домой с улыбками и радостью в сердце.

ресторан ошибочных заказов
Атмосфера в ресторане царит дружественная и позитивная
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders
булочка рисовая
Булочка с улыбкой в завершении заказа — чтобы у гостей оставались добрые воспоминания
Фото: официальный сайт Restaurant of Mistaken Orders
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2019 году «Ресторан ошибочных заказов» получил за свою работу одну из престижнейших наград в рекламном мире — серебряного «Каннского льва». Опыт Огуни, о котором он подробно рассказывает на сайте заведения, в социальных сетях и на выездных мероприятиях, перенимают его коллеги по всему миру. Рестораны с аналогичной концепцией уже открыты в Южной Корее и Австралии.