В Японии работает «Ресторан ошибочных заказов» — здесь просишь одно, а приносят другое
Уникальный эксперимент провели в Токио. Там открыли ресторан, где плохо обслуживают клиентов, но они этому только рады. Вы заказываете салат, а вам приносят суп мисо. Упс! Вам хочется рыбы на гриле, а вы получаете суши. И такое тоже бывает! А может случиться и так, что официант выпьет напиток, не донеся его до столика — и никто не будет обижаться и требовать уволить работника.
Так что же творится в этом заведении? Дело в том, что у всех официантов и официанток деменция. Здесь она воспринимается не как недостаток, а как особенность и основная квалификация для работы. На многочисленных видео от людей, посетивших заведение, пожилые сотрудники снуют с улыбкой на лице. Они отзывчивы, общительны, любезны, счастливы — так же, как и гости ресторана, которые в два-три раза моложе них.
Одна пожилая женщина провожает гостей к столику, а затем не уходит, а садится рядом с ними, забыв, что нужно делать. Другая подает горячий кофе с пластиковой соломинкой. Еще одна сотрудница пытается крутить большую мельницу для перца, не следя за тем, куда попадает приправа. Все за столом бросаются помогать и с криками «У нас получилось!» радуются её успехам. В этом ресторане неважно, правильно ли выполняются заказы. Важно взаимодействие с людьми, которые чуть больше уязвимы, чем все остальные.
Автор и основатель проекта — японский телережиссёр Широ Огуни. Идея создать такой бизнес пришла ему в голову после встречи с группой людей, живущих в доме престарелых. Когда наступило время обеда, Огуни заказал стейк, но вместо него ему принесли японские гёдзе. Он хотел возмутиться, но, когда увидел, как все вокруг с аппетитом уплетают те же самые пельмени, решил, что лучше промолчать и в итоге получил удовольствие от обеда, хотя изначально хотел другое блюдо. Широ понял, что находится в другом мире, где всё устроено по-другому. Здесь люди совершают ошибки, но на самом деле они не причиняют вреда. Так почему бы просто не принять то, что он получил как знак уважения к трудностям, с которыми сталкиваются люди с прогрессирующей деменцией, проявив доброту и смирение?
Изначально ресторан задумывался как разовая акция с целью привлечь внимание к проблеме. Для Японии, «общества сверхстарения», это особенно важно — прогнозируется, что к 2025 году деменцией будет страдать каждый пятый житель страны! Заведение впервые открыло свои двери в 2017 году всего на пару дней. Это стало возможно благодаря щедрым добровольным пожертвованиям — около 115 тысяч долларов было собрано командой Огуни через краудфандинговую платформу.
Опросы показали, что 37% заказов в заведении были поданы ошибочно, но при этом 99% клиентов остались довольны едой. Положительные отзывы и большой интерес к ресторану заставили организаторов продолжить работу. Поначалу Огуни боялся, что его «Ресторан ошибочных заказов» может превратиться в «Ресторан злого смеха». Он не хотел бы, чтобы к проявлениям деменции относились как к «карнавальному представлению», чтобы из его сотрудников делали посмешище. Опасения оказались напрасными: на самом деле, когда гости видят улыбки и радость официантов, их желание работать несмотря на проблемы со здоровьем, они тоже испытывают радость, иногда даже плачут от прилива эмоций.
Здесь негативный образ деменции сменяется позитивным. «Деменция не определяет личность человека, это лишь часть того, кем он является. Люди есть люди. Изменения происходят не с ними, а в обществе, — отмечает Огуни. — Если развивать терпимость, можно решить практически любую проблему». По словам режиссёра, в последние десятилетия в мире активно продвигался образ «крутой Японии», но для него «душевная Япония» не менее важна. Огуни хотел бы показать образ страны, в которой царит тёплая, комфортная атмосфера, где люди возвращаются домой с улыбками и радостью в сердце.
В 2019 году «Ресторан ошибочных заказов» получил за свою работу одну из престижнейших наград в рекламном мире — серебряного «Каннского льва». Опыт Огуни, о котором он подробно рассказывает на сайте заведения, в социальных сетях и на выездных мероприятиях, перенимают его коллеги по всему миру. Рестораны с аналогичной концепцией уже открыты в Южной Корее и Австралии.